Ах, какой был яркий день
Лодка, солнце, блеск и тень,
И везде цвела сирень.
Летний день, увы, далёк,
Эхо смолкло. Свет поблёк.
Зимний ветер так жесток...
Но из глубины времен
Светлый возникает сон –
Легкий выплывает челн,
И опять я сердцем с ней –
Девочкой ушедших дней,
Давней радостью моей.
Если мир подлунный сам
Лишь во сне явился нам,
Люди, КАК НЕ ВЕРИТЬ СНАМ?
Чарльз Лютвидж Доджсон
Febus est mortus.
Я не люблю кино. То есть почти совсем, за редким-редким исключением. Мне может какой-то фильм нравиться, может быть симпатичен (как симпатично большинство советских комедий и современных анимационных фильмов). Но не люблю. Тем более не за что любить современное русское кино, которое с развалом социализма умерло и никак не может возродиться из пепла хоть в сколько-то приличном виде. И посыпает голову несчастного зрителя чередой бандитских разборок, пьющих дяденек, проституток и всякой прочей чернухой. И вот в куче подобной бяки, да еще где - в гнилом болоте сериального производства - неожиданно откопался года 3 назад бриллиант, оправдывающий существование нашего кино в целом, в моих, по крайней мере, глазах. Он очень тихо, незаметно, без рекламы, проскользнул в эфире Первого канала (надо сказать честно - в довольно праймовое время - пост-новогодние праздники) почти незамеченным - но успел оставить в моем сознании ощущение глубокого удивления и даже восхищения.
Сериал
"9 неизвестных", за авторством
Александра Муратова ("Досье Детектива Дубровского") и
Владимира Брагина (то же самое "Досье", или еще неплохая комедия "Бедная Саша"), обошелся как-то без джентельменского чернушного набора. Зато умудрился включить в себя, что самое интересное, достаточно правдивые факты о хрустальных черепах майя, тайных немецких обществах и книгах вавилонского царя Ашоки. Кто-то там недавно выразил, что, мол, притянули за уши что под руку пришлось - а я вот скажу - нет! Не притянули, а довольно красиво и затейливо сложили, добавив:
1) удобоваримый и глубокий сценарий, с отлично выписанными характерами героев, неожиданными поворотами сюжета и своеобразным юмором. Там, разумеется, есть недоделки и огрехи - их не видно с первого раза, но неплохо заметно с третьего.
2) блестящий актерский состав -
Гафт, Бероев, Гаркалин, Баринов, да и все остальные.
3) идеального - другого слова не найдешь - главного героя. Экстрасенс по несчастью Мефодий Дарвин - во многом благодаря стараниям Бероева - такая, извините, лапа - прямо слов нет. Он и добрый, и бескорыстный, и честный, и любящий, и интеллигентный, и пьющий (в одном из возможных вариантов - без этого вышел бы какой-то не наш человек), и "Алис" Кэрроловских любит. Но вот в силу этих самых качеств организма у него совершенно не складывается материальное благополучие при всех его немалых талантах.
4) соответствующую музыку. Очень пособляет атмосфере. Некоторые считают, что не пособляет, но я опять несогласна.
5) философско-эстетический подтекст, сводимый к вере и бескрайней белой дали.
6) и главное - настроение. Фильм греет душу. Поэтому по его окончанию возникает чувство обиды - как это так - всё? А я дальше как? Поэтому и смотреть лучше всего так, как показывали по телевизору - по серии в день. К тому же так адекватнее воспринимается происходящее в фильме по времени.
В итоге - очень красивая, захватывающая и в каком-то смысле правдивая современная сказка с положенным хорошим концом.
Исторические справки
Что интересно - в фильме мало что придумано, упомянутые факты имели место быть. И черепа, и Анненербе, и Общество Тулле, и книги царя Ашоки.
Вот отрывок из статьи про черепа:
«Впервые такой череп был найден в 1927 году в Центральной Америке экспедицией известного английского археолога и путешественника Ф. Альберта Митчелл-Хеджеса. Предшествовали находке начавшиеся еще в 1924 году работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях полуострова Юкатан (в то время — Британский Гондурас, ныне — Белиз). Тридцать три гектара леса, поглотившего едва угадывающиеся старинные постройки, для облегчения раскопок было решено просто выжечь. Когда дым окончательно рассеялся, участникам экспедиции открылось удивительное зрелище: каменные развалины пирамиды, городских стен и огромный, на тысячи зрителей, амфитеатр. Лубаантун, «Город упавших камней», — это название с легкой руки Митчелл-Хеджеса закрепилось за древним поселением.
Прошло три года, и в очередную свою экспедицию Митчелл-Хеджес взял юную дочь Анну. Руководитель раскопок и не подозревал, что она станет для всех счастливым талисманом. В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна обнаружила под обломками древнего алтаря удивительный предмет. Это был изготовленный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. Правда, у него не хватало нижней челюсти, но через три месяца буквально в десятке метров нашлась и она. Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на идеально гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении.
В начале 60-х годов, уже после смерти отца, Анна решила передать череп для исследования специалистам: уж больно он был совершенен даже для таких искусных мастеров, какими были индейцы доколумбовых цивилизаций.
Сначала изучением черепа занялся искусствовед Фрэнк Дордланд. При тщательном осмотре он обнаружил в нем целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. Исследователя поразило то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Он решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму «Хьюлетт-Паккард», специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов и считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.
Результаты экспертизы потрясли не только искусствоведа. Во-первых, исследование, проведенное в 1964 году в специальной лаборатории фирмы «Хьюлетт-Паккард», показало, что череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки. Кроме того, горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается. И уж совсем поразительное открытие — «допотопный» череп, вес которого составляет 5,13 кг, а размеры 125,4*203,4 мм, изготовлен из цельного кристалла. Причем вопреки всем известным законам физики.
Вот что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л. Барре: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков... Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп — они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски... Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату. Если череп подсветить свечой снизу, то из глазниц заструятся тонкие лучики света.».
С мнением эксперта согласны и его коллеги. Для того чтобы при обработке череп не рассыпался, нужны были точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла. Однако изготовителей таинственной находки эта проблема, похоже, ничуть не волновала — они сработали череп, игнорируя все законы и правила. Профессионалы из «Хьюлетт-Паккарда» так и остались в недоумении: «Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно». Однако факт, что называется, налицо: хрустальный череп — реальность, которую в Музее американских индейцев может увидеть любой желающий.
И еще. Технологи «Хьюлетт-Паккарда» подтвердили, что на черепе действительно нет ни малейших следов механической обработки — даже микроскопических царапин от полировки. По мнению экспертов, чтобы так отполировать этот чрезвычайно твердый материал, нужны сотни лет.
Заинтересованные находками, историки и этнографы начали искать все, что могло пролить на них хоть какой-нибудь свет. И вскоре кое-какие следы нашлись в древних индейских преданиях. Например, что было тринадцать хрустальных черепов «Богини смерти» и что хранились они отдельно друг от друга под бдительным присмотром жрецов и специальных воинов.
Естественно, начался их поиск. Вскоре он дал первые результаты. Подобные черепа обнаружились в запасниках некоторых музеев и у частных лиц. Причем не только в Америке (в Мексике, Бразилии, США), но и в Европе (во Франции), и в Азии (в Монголии, Тибете). Черепов оказалось значительно больше тринадцати. Но не все были столь совершенны, как «Митчелл-Хеджес». Большинство черепов выглядели значительно грубее. Похоже, это были более поздние и не очень умелые попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги.
Не все черепа можно твердо отнести к человеческим. Встречаются и такие (например, «Череп майя» и «Череп инопланетянина»), у которых присутствуют явно нечеловеческие черты. Может, их прообразами служили черепа внеземных гостей, когда-то посещавших Землю?
По ходу поисков неожиданно выяснилась еще одна интригующая деталь. Оказалось, что древние хрустальные черепа интересуют не только историков, но и некие тайные общества. Так, буквально из-под носа археологов в Гондурасе бесследно исчез так называемый «Розовый кварц» — шедевр, не уступающий по своему совершенству «Митчелл-Хеджесу». Он также имел съемную нижнюю челюсть. Расследование установило, что до исчезновения его несколько раз пытались выкрасть жрецы какого-то тайного культа. Видимо, последняя попытка увенчалась успехом.
Выяснилось также, что хрустальные черепа интересовали и серьезные государственные структуры. Так, в 1943 году в Бразилии после попытки ограбления местного музея были задержаны агенты немецкого общества «Аненербе». На допросах они показали, что были доставлены в Южную Америку секретным судном абвера — яхтой «Пассим» — со специальным заданием найти и «изъять» хрустальные черепа «Богини смерти». С такой же целью были заброшены еще несколько групп. И хотя многих также арестовали, не исключено, что кто-то успеха добился.
А ты не смотрела сериал "Ледниковый период"?
С этой песни "ДДТ" я полюбила рок-музыку. И Александра Абдулова... Мне тогда лет 11 было... Эх...
Я полюбила рок-музыку и ДДТ, находясь во втором, что ли, классе. Лет в 9. Зря говорят, что это недетское. Очень хорошо шло.
Тут дело не в том, детское или недетское. Просто все мы по-разному развиваемся. Тебя в 9 лет привлекало интеллектуальное развитие, а кто-то в эти годы неосознанно радовался беспечности детства и ни до какого "ДДТ" ему и дела не было;=)