Брулюмпус
И жить по песням нельзя.
«Ты замечаешь, как она на него смотрит? Будто он картина какая или статуя».
Про Олю из пьесы

Нет, все-таки соцреализм - это соцреализм. Он отличается от обычного реализма тем, что, хотя и включает в себя приметы времени (вот для 1987 года - проститутки! у Киселева - и то проститутки, вот же. И озабоченные какие-то подозрительные школьники.), не очень реалистичен. Ну вот как у воровавшего миллионы чиновника может вырасти сын - идеальный дикий идеалист в вакууме, не догадывающийся о том, что кто-то где-то вообще что-то ворует в этом мире? Откуда он, из яйца что ли вылупился, сразу в возрасте 17 лет? К слову, 30-летние актеры, играющие 17-летних подростков - тоже местами забавная условность, реализма не прибавляющая.
Нет, как пьеса и как спектакль "Кабанчик" слабее прошлогодней "Женитьбы Белугина", хотя там такой водевиль, а тут серьезная какбэ драма. Но с другой стороны, не я ли сетую на отсутствие идеалов в современном искусстве вообще и драматургии в частности (ответ - я)? А уж тема идеалов, если на условности внимания не обращать, тут раскрыта полностью. С какой стороны не посмотри, кхм, да.
Ну, помимо идеалов прочего я уяснила для себя, что и Данилина когда-то была вполне себе ничотак, и Краснов вполне достоин своего ореола космической крутизны, существующего по его уходу в МХАТ.
И да, какой бы ни был там материал, я все-таки в этих записях узнаю его - мой сказочный дом, теперь сгоревший и осыпавшийся. И честно говоря, это очень, очень грустно.

Тот факт, что лучшие спектакли, которые я видела за последние два года (а возможно, если рассматривать только премьеры - за последние лет эдак пять-семь) - это откровенно плохо сохранившиеся видеозаписи оных чуть ли не тридцатилетней давности, показанные на сплошь мятом полотне, вообще показателен. И хрен с ней, с соцреалистической неактуальностью - "Кабанчик" этот непрост и неспроста (живя простой и небогатой событиями жизнью советского инженера, можно легко позабыть, насколько все кругом неспроста), и на самом деле впечатление на меня произвел мощное (и да, большее, чем даже та самая "Женитьба Белугина", хотя я и считаю, что "Женитьба" - постановка куда более ладная и сильная и это, разумеется, правда). Достаточно мощное для того, чтобы сразу было непонятно, что о нем сказать.
Причина сего очевидна и ясна - это третья главная роль Фёдорова, которую мне довелось лицезреть. Первые две меня когда-то, используя термины Рождественской, глубоко перепахали. И совершенно неожиданно десять лет спустя вдруг увидеть третью - ну это, скажем так, интересный опыт.
Самое удивительное, что роль разочарованного в людях Алеши Кашина, этого самого сына проворовавшегося чиновника, если приглядеться к ней внимательно - весьма подходящая и тематически выдержанная. Тут вам с одной стороны и очень сольнесовский эгоцентризм, и показательное выступление в роли жертвы, и ощущение себя выше других, и тяга к позе (башни ли там, скалы ли, но надо, чтобы кто-нибудь смотрел), ну и финал, ага. А с другой зато - вполне соседские мотивы нестяжательства, недопустимости убийства любого живого существа, искупительного и спасительного принесения себя в жертву... на месте даже ружье, которое, правда, сейчас в него так и не выстрелит. Кашин, образуя вместе с Сольнесом и Соседом клуб прекрасных самоубийц, объединяет эти роли в своеобразную трилогию, и я вполне уверенно говорила бы об общем замысле, когда бы он был хоть в теории возможен. А с такой хитрой временной петлей - это эксклюзивное развлечение для одной меня, что, конечно, тоже хорошо. Самоорганизация внутренне непротиворечивых и логически увязанных систем лишний раз приятно иллюстрирует неслучайность происходящего.
Ну и сам по себе А.Д. из 87-го - это как Леонид из 95-го, самая такая прелесть* а он тут еще и танцует! , представляющая интерес отнюдь не только для истории (как это было в 77-м с "Ветром Надежды"). И я верю ему, несмотря ни на какие условности, и узнаю себя, и хочется на него глядя стать лучше и выше. И тьма проступает, и свет в ней светит. Все - как полагается.

@темы: театр