Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
22:47 

Книги 2013

Брулюмпус
И жить по песням нельзя.
Ева Ибботсон - Тайна Замка Карры
Есть вот такая не шибко известная английская сказочница с плохо звучащей по-нашему фамилией, пишет мягкие, ироничные и очень добрые сказки про семейных призраков (в данном случае), всесторонне приятных колдунов, дружелюбных кракенов, и вообще старательно и удачно расцвечивает сугубо отрицательную сказочную публику. Сказки какбэ детские, но их, ящетаю, стоит читать всем - у Евы всегда занимательные сюжеты и прекрасное чувство юмора, и даже переводы нам достались отменные. Вот эта конкретная книга мне показалась чуть слабее прочих, но она все равно стала идеальным новогодним чтением. Ибботсон, пожалуй, самый приятный автор, которого я знаю, наравне с Сюзанной Кларк. 8

Мария Галина - Берег ночью
Вот это первая книга из трех прочитанных у Галиной, которая понравилась мне вся целиком. В "Красных гусях" был слишком разношерстный набор рассказов, в "Малой Глуше" вторая повесть мне вообще не понравилась, и вот, наконец, с третьей попытки мне попалась именно такая Галина, какая надо. В книге три небольших повести, относящихся к литературе ужасов, скажем так, но очень разных по форме и теме.
Первая, "Берег ночью", полностью соответствует своему названию. Очень атмосферное, красивое и смутное повествование о жизни огрызков человечества после какой-то неведомой катастрофы, о Море и Лесе, переполненное ощущением чуждости и величия окружающего мира. Что там такое происходит, кто такие оборотни, что произошла за катастрофа и даже чем история кончается - совершенно непонятно, но мне легко это простить - ощущение чуждости и величия дорогого стоит. Похоже, немножко, пожалуй, на Кысь, только без сатиры и филологии. 8
Вторая, "Луна во второй четверти", этакий мистический детектив про компанию молодых и не очень людей, забравшихся в заброшенную по каким-то неприятным причинам деревню на севере. Очень убедительная картина русской глубинки, очень убедительная жуть за кадром, и, главное, очень интересно, в чем же там соль. Хоть я и боялась, что она сейчас фирменно бросит сюжет на середине, ничего такого не произошло, есть объяснения, есть рациональное, есть мистическое, как хочешь, так и понимай. 8
Ну и заключительная, "Дагот", посвящение Лавкрафту, на Лавкрафта, впрочем, стилистически, да и сюжетно совсем не похожее, но содержащее определенное количество отсылок к его творчеству. Можно ли спастись от зла, которое предлагает вам самое сокровенное? Галина считает что, нет, я тоже, но, к сожалению, джунгли впечатляют меня меньше, чем север, поэтому последняя повесть понравилась мне чуть менее первых двух. 7,5
Есть там еще рассказ, но я его уже читала.
В общем, отличная книга, которая мне понравилась больше, чем предыдущие у автора, возможно, еще и потому, что я читала ее в бумаге. 8

Михаил Гаёхо - Мост через канал Грибоедова
Книга из обрывков снов и квантовой механики, случайных совпадений, бесконечных повторов, забытых вещей и той проруби, в которой, я уверена, листья так и не смогли утонуть, хоть там про них вообще ни слова не сказано. Зато про прорубь - сказано, и у меня нет никаких причин сомневаться, что это была та самая прорубь. И про темноту, которая может быть где угодно - за углом, в дамской сумочке или на черном квадрате Малевича. Куда же нам без него, правда? Татьяна Толстая рекомендует, но я бы не стала такое рекомендовать, конечно, никому. Кому надо, эта книга, не сомневаюсь, и сама встретится.
А динозавры Буриана, кстати, в моей жизни были любимой детской раскраской, что, несомненно, правильно.
А оценки тут бессмысленны.

«Все повторяется (в разные моменты времени и частями),- думал иногда Носиков, хотя и не мог сказать, что именно повторилось.»

Вальтер Моэрс - Безумное странствие сквозь ночь
Та самая книжка книжища по мотивам гравюр Доре. Моэрсу действительно удалось аккуратно вписать гравюры в сюжет, причем вполне вменяемый, хотя и несколько рваный, что вполне оправдывается его сутью - двенадцатилетний Доре видит сон и все, происходящее в книге, ему попросту снится, а кто это видел в снах логичные смены места действия? Другой несомненный плюс - фирменное чувство йумора, причем, надо отметить, на сей раз какое-то особенно едкое. Я, если честно, вообще не понимаю, с какого перепуга издательство "Зангавар" рекомендует эту книгу детям с восьми лет - текст там, как я и ожидала, еще похлеще картин - голые девы, перерабатывающие драконов на мыло, великаны с выпущенными кишками и шутки про универсум и универсам вряд ли будут по достоинству оценены учениками вторых классов. "Странствие", возможно, несколько менее кроваво, чем "Румо" или "Город мечтающих книг", но до детской книги ему все равно далековато, хотя бы благодаря диалогам. В общем, книга получилась вполне занимательная, но лично мне Моэрс, не ограничивающий свою буйную фантазию гравюрами пусть даже такого великого человека, как Доре, нравится больше. 7
И еще - перевод. Элла Венгерова явно весьма заслуженный и уважаемый человек, но у меня сложилось ощущение, что тут работа шла то ли наспех, то ли спустя рукава, так что кроме, с одной стороны, тонко и остроумно переведенных диалогов, с другой стороны тут нередко попадаются дурацкие и вдвойне обидные в таком издании ляпы - какие-то взлетающие уздечки и тому подобное. Я, конечно, не отрицаю, что это же самое, возможно, было и у автора, но все-таки сомневаюсь.

«...- Я - последняя медуза. Та, которую видит каждый, кто тонет. Бесплатная услуга, как и пение морских коньков. При сгорании в огне предлагаются бабочки величиной с газету и классическая музыка.»

Габриэль Гарсия Маркес - Двенадцать рассказов-странников
Нормальные такие рассказы, нормальный такой Маркес - пыль, смерть и чудеса, только действие перенесено на европейскую почву, поэтому страдает колорит - пыли больше, чудес меньше. Некоторые все-таки удачные, а некоторые я вообще не понимаю, зачем. Чем больше я читаю Маркеса, тем больше убеждаюсь, что он достиг вершины в "Ста годах", и практически все, написанное позже, в сущности - та же каша, но пожиже. 6

Александр Грин - Дорога никуда
Промах. Начало было интригующее, и меня даже не очень смущали странные приемы автора в отношении русского языка (вот зачем, например, вместо "гулящего" впихивать слово "гульливый"?), но когда потрясающе честный и безумно благородный главный герой укокошил 16 ни в чем не виновных таможенников, и об этом тут же все забыли, включая его самого, - печаль, печаль наполнила душу мою. Жаль, потому что это могла бы быть хорошая книга. 6
А еще автор открыто пропагандирует водку. Ее там все пьют, что твои хоббиты - здравур.
- Если выдержим, - сказал Тергенс, - то утром в понедельник или же вечером в понедельник дело окончится. Придется пить. Трезвому ничего не сделать. Но раз нужно, мы сделаем.

Нил Стивенсон - Алмазный век
Автор этой книги очень резво погружает читателя в пучину созданного мира, для чего очень сурово занимается словообразованием и теоретическим изобретательством. Рактивки, медиатроны, умкораллы, нанозиты и так далее - это, несомненно, круто, а особенно круто, конечно, пришлось переводчику. Тем не менее, я бы не сказала, что мир получился такой уж настоящий - по-моему, все-таки какая-то малоубедительная синтетика. Да и с сюжетом мы совершенно не поняли друг друга, хоть начиналось все и обнадеживающе, но дочитывала я уже со скрежетом зубовным. Зато заново узнала, кто такая машина Тьюринга. Итого - весьма изобретательная, конечно, научная такая фантастика, на мой вкус имеющая маловато отношения к художественной литературе. Впрочем, известно, что Стивенсон почти гениален, так что, вероятно, я его просто не поняла. 6

Только не дворецкий. Антология британского детектива 20-30х годов.
Чудесная книга, можно даже дальше ничего и не писать. И не то, чтобы составляющие ее произведения были так уж великолепны сами по себе - как мы все помним, я не больно-то жалую детективный жанр. Но будучи с огромной любовью переведены, проиллюстрированы, собраны и прокомментированы, они дают потрясающе приятную книгу, английскую, как Сюзанна Кларк, и удивительно добрую - и не смотрите, что там режут, травят, расчленяют и едят - преступник будет наказан, автор улыбнется и закурит трубочку, а комментаторы расскажут вам, чем барристер отличается от солиситора, что такое клерихью, кто такой Эдвард Лир, как англичане купались, как путешествовали, учились, строили дома и воспитывали детей. В одном рассказе преступлением вообще является кража персиков. Вот какая книга. 8,5

Питер Бигл. Соната единорога
Читала когда-то, но это не считается за истечением срока давности.
Короткая и простая, но добрая, мудрая и вообще стоящая повесть о девочке, попавшей из нашего мира в волшебный, а также о ее бабушке и о том, как бабушка этот волшебный мир спасла. И еще - о музыке. Очень хорошо написано о музыке, скучаю по такому с самого кортасаровского "Преследователя". 8

Александр Кан. Шкипер о Капитане
Книга Кана вовсе не биографическая, как можно подумать. Она написана в формате заметок о собственной жизни, в которой присутствовал этот, с позволения сказать, человек, тем и интересна.
С одной стороны, Капитан - разумеется, ее основной стержень, все описываемые события имеют отношение в первую очередь к нему. Но, с другой стороны, он несколько в расфокусе, зато описывается или упоминается множество событий, людей и мест, имеющих отношение. Это вроде бы полезно и важно, хотя иногда от всех этих мне совершенно не знакомых личностей, пластинок, мест, а также скачущей в разном направлении линии повествования создается ощущение сумбура. Книга явно рассчитана на людей весьма подкованных, причем не только в области капитановедения, но также и в музыке - джазе, авангарде, даже классике; и если с первым у меня более-менее, то со вторым - вообще беда, это мне при чтении изрядно мешало.
И что еще интересно - у Кана почти отсутствует, или, по крайней мере, почти не проникает на страницы книги удивленное восхищение личностью Курёхина, встречающееся у многих, кто начинает о нем говорить или писать; поскольку Кан - не одурманенный исследователь, наблюдающий спустя годы законченное произведение искусства, каковым Капитан в итоге, несомненно, являлся, а давний знакомый, видевший процесс создания этого произведения вблизи и потому лишившийся должного пиетета. Это, с одной стороны, несомненное достоинство (хотя бы потому, что редкость - у Кушнира явно будет сплошной поросячий восторг), а с другой - недостаток, потому что книга, весьма информативная и интересная, в итоге как-то суховата и нефеерична. Хотя, может быть, так и надо, потому что фееричности и у объекта вполне хватало на всех. 7

Клайв Баркер. Абарат
Книга, которую я купила когда-то за иллюстрации, потом забыла о ней напрочь, теперь нашла, прочитала две третьих - и не дочитаю больше никогда, потому что уже отправила ее путешествовать Почтой России. Иллюстрации в ней прекрасны, но они, увы, лучшее, что в ней есть. Сама история - от начала повествования о девочке по имени Кенди Квокенбуш, обнаружившей в степи вокруг городка, в котором из всех достопримечательностей - одна птицефабрика, заброшенный маяк, до ее путешествий по островам сказочного мира Абарат, - становилась все скучнее и скучнее. Ну, острова. Ну, существа. Ну, злой злодей. И мир какой-то условный. Но иллюстрации отличные, все-таки. Не оцениваю, в общем.

Френсис Бернетт - Таинственный сад
Сентиментальный роман для тонко чувствующих детей про Англию от американской писательницы с явно мужским именем. Я в детстве очень любила ее же "Лорда Фаунтлероя", и "Таинственный сад", несмотря на чудовищнейший перевод (Вот как вам, скажем: "Свежий степной ветер точно сдувал паутину с ее маленького мозга и несколько оживлял ее". Кого оживлял, паутину? Что это вообще за образ - маленьких мозгов, затянутых паутиной? Какие-то психонавты, честное слово.), мне тоже понравился. В таких книгах всегда в конце все хорошо, несчастные утешаются, больные выздоравливают, вредные перевоспитываются, и мир боговдохновен и прекрасен; это иногда очень круто и нужно. 8

Эдвард Лир - Большая книга чепухи
Потрясающе красивое издание замечательно дурашливого Лира, с лимериками, просто стихами, прозой и письмами, которые по градусу абсурда не уступают собственно творчеству, а также крутыми авторскими иллюстрациями и хорошими переводами. Не всё, но местами - очень здорово. Мне бы эту книгу в детстве. 8

Г. К. Честертон - Убийство на скорую руку
После прекрасного "Только не дворецкого" я прониклась нежными чувствами к классическому английскому детективу. Особенно в антологии хороши были несколько авторов, в том числе Дороти Сейерс, Алан Милн и вот Честертон. Отец Браун - ужасно симпатичный персонаж, он напоминает мне Коломбо, а то, что щас наснимали ВВС в сериале - это ложь и провокация, не отец Браун, а какой-то Шварцнеггер в костюме католического священника. У Честертона убийства здорово сочетаются с размышлениями о нравственности и доброте, весьма симпатично. 7

Артур Конан Дойл - Смуглая рука
Сборничек рассказов Артура свет Дойла из подозрительной серии "О страшном и мистическом". Два рассказа о мумиях, два - о привидениях, на сколько-то детективные страшилки тянут из них только два, один вообще непонятно какой, а еще один - "Тайна замка Горсоп-Грейндж" - юмористический, правда смешной и на мой взгляд самый удачный в сборничке, ему бы я поставила твердую 8. А сборничку в целом, пожалуй, 7.

Борис Штерн - Записки динозавра
Очень славно написанная, но какая-то туманная фантасмагория про дедушку, который когда-то что-то изобрел, из-за чего случилась какая-то катастрофа, а кроме того - заключил сделку с дьяволом. Напоминало местами и чаще всего "Понедельник начинается в субботу", другими местами и куда реже - "Мастера и Маргариту" или даже "Альтиста Данилова", но, к сожалению, напоминаниями и намеками все и кончилось, а жаль. Написано, повторюсь, отлично, но сюжет, манящий тайнами и кульминациями, почему-то заканчивается, толком не начавшись. 7,5

Р.Л. Стивенсон - Таинственная история доктора Джекила и мистера Хайда
Отличная и очень точная повесть о сути зла и человеческой слабости, которую я почему-то до сих пор не читала. Вдобавок, в сборнике еще прекрасные рассказы, один другого лучше и все совершенно разные. Удивительно многогранный был писатель. 8

Уильям Моррис - Воды дивных островов
Протофентези конца 19 века, еще и стилизованное под средневековый роман. Стиль, пожалуй, мне даже понравился, постоянное спасибо Лихачевой, и начало было интересное, очень заманчивое - ведьмы, лесные духи, загадочные острова с застывшими людьми и вечными детьми, но потом роман резко превратился из сказочного в любовно-рыцарский, и волшебные элементы стали играть не сюжетообразующую, а, скорее, декоративную роль. Многовато поцелуев, маловато волшебства, и вообще на самом деле совсем не про острова, хотя книжка все равно хорошая. 7

Джон Краули - Эгипет
Вообще это очень характерно и похоже на "Маленького, большого". Краули более чем верен себе - путаное и бессобытийное повествование предвещает начало чего-то грандиозного, мнемоническим техникам опять посвящена каждая третья глава, и что-то такое узнаваемое, смутная тень Смысла скользит где-то на границе видимости, и ... больше ничего не происходит. В "Маленьком, большом" развитие событий приходится на последнюю четверть, стало быть, ждать его раньше, чем в четвертом томе тетралогии, который даже еще не переведен, вряд ли стоит. "Эгипет" - это такое вступление, местами - очень впечатляющее, но по большей части, откровенно говоря, скучноватое. Да и все эти ангелы, астрология, забытые знания, Доктор Ди и Джордано Бруно манят меня, к сожалению, куда меньше, чем волшебство фейри. 6

Тэд Уильямс - Драконы обыкновенной фермы
Очень бодрая и увлекательная подростковая фентези про загадочную ферму с огнедышащими коровами, заколдованными злыми белками и таинственными жителями. Весьма нетривиальный подход к теме, резвое повествование, огромное количество тайн, сильные драматические моменты - все при ней. Плохо только, что это первая часть из пенталогии, и хотя она достаточно самостоятельна, многие загадки остались нерешенными. Обязательно буду читать дальше, если у нас выпустят продолжение. 7,5

Милорад Павич - Бумажный роман
Псевдоантология рассказов писателей из 36 стран мира. Авторы, как и рассказы, придуманы самим Павичем, и нельзя сказать, что они так уж отличаются друг от друга. Каждому автору Павич придумал занятную биографию и в каждый рассказ постарался подпустить хоть немножко национального колорита, однако задачи ввести читателя в заблуждение он перед собой явно не ставил - каждый рассказ и каждая биография - это стопроцентный, совершенно канонический и узнаваемый Павич. Ну и обычный такой Павич, со сложносочиненными метафорами и алогичными сюжетами, кое-что мне понравилось, а многое - вообще мимо. 6

Дино Буццати - Татарская пустыня
Краткий, ясный и жестокий роман про жизнь как вечное ожидание и смерть как победу. Отличная вещь, разумеется. 8

Антология "Русская и советская фантастика"
Хорошая антология фантастических рассказов нефантастических писателей, вроде "Антологии фантастической литературы" Борхеса, только отечественных производителей. Проивзодители тут в большинстве своем очень известные, прямо бренды - имеются Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Чехов, Куприн, Платонов, Толстые и несколько авторов чином поменьше. Мне больше всего оказались симпатичны первые две части - рассказы писателей XIX века, этакая гоголевская мистика (что интересно, как раз главного русского фантаста тут и нету) с чертями в ролях женихов и случайных попутчиков, и мистика фольклорная, про русалок и кикимор. Из третьей всех с удивительным отрывом уделывает не шибко любимый мною Чехов с не очень фантастическим, но потрясающе мощным рассказом "Черный монах", про то, что лечиться на самом деле не стоит, а из четвертой - Куприн, с булгаковско-лавкрафтианской повестью "Звезда Соломона" на мою любимую тему - про желания. Вот эти два произведения - 9, а вообще антология где-то 7,5

Кир Булычев - Коралловый замок
Хорошие рассказы хорошего Кира, и весь сказ. Отличительная особенность - в фокусе у него не столько технические придумки и парадоксальные гипотезы, на которых зиждется здание научной фантастики, но в куда большей степени - чувства людей, высвеченные при помощи этих самых придумок и гипотез. Фантастика так получается, может, и не самая научная, зато очень душевная. 7

Олдос Хаксли - Волшебница-крестная и др. новеллы
Сначала мне эта книга вообще не понравилась, потому что первую новеллу-другую я прочитала с чувством полного непонимания, зачем они написаны. Произошло сие по причине ожидания от книги совершенно иного - издательская аннотация обещает остроумие, иронию, смену жанров вплоть до магического реализма, это раз, да и сам Хаксли мне известен скорее как фантаст. На деле ничего общего ни с фантастикой, ни с юмором тутошние рассказы не имеют - это в большинстве своем печальные истории с несчастливым концом о не самых привлекательных людях и человеческих слабостях, навевающие мысли, что Хаксли в глубине души - очень осторожный, но все-таки мизантроп. Больше всего понравился, наверное, рассказ про художника. 7

Юлия Зонис - Боевой шлюп Арго
Рассказы молодой российской писательницы, отрекомендованной журналом "Мир фантастики" и отчасти Фантлабом. "МФ" в числе немногих недостатков упоминает излишнюю литературоцентричность - я бы сказала, что она местами переходит всякие границы, а кроме того добавила бы вымученность - затеи у автора оригинальные, но слишком сложносочиненные и потому нежизнеспособные. Читается с интересом, благо разнообразно и хорошо написано, а забывается быстро - я бы не сказала, что это плохо, но, увы, не сказала бы, что и хорошо. Самый понравившийся рассказ - "Дворжак", как всегда, о музыке, призывающей ангелов, с одним единственным фантастическим допущением, грустный, простой, и именно потому - отличный. 6,5

Уильям Хоуп Ходжсон - Дом на краю ночи
Начинается как приличный ужастик, с обнаружения двумя джентльменами загадочного дома в таинственной глуши, а заканчивается таким... я бы сказала, галлюциногенным трипом со свинорылыми чудовищами и бесконечно далекими перемещениями во времени и пространстве, что повергает читателя в недоумение. Все-таки Лавкрафт много сделал для жанра, правда. Ну еще там есть рассказы про море, неплохие, в общем. Но все равно, я ожидала несколько иного. 6

Элль Ньюмарк - Книга нечестивых дел
Выдающееся бабье в нерусской литературе. Формально - исторический детектив с интригами и тайнами в антураже Венеции 15 века. В реальности - сентиментальная история сиротки вперемежку не то с кулинарной книгой, не то производственным романом о поварской жизни, к тому же весьма неважно написанная. Это в лучших случаях, потому что когда автор дает истории или, того хуже, рассуждений - становится совсем грустно. А еще очень заметно, что автор американка - её герои, в сущности, думают только и исключительно о своем успехе вообще и карьерном росте в частности. Когда сиротка, которого благодаря счастливой случайности взяли на кухню дожа мыть полы, через два месяца начинает с ножом к к горлу требовать у главного повара повышения - книгу хочется просто отложить в сторонку и никому не показывать. В общем, основной ее плюс - обложка. Нет бы хорошее что так издавали, а. 5

Терри Пратчетт - Мелкие боги
Ну у Пратчетта не для меня йумор, я вообще-то уже давно это поняла, но все еще надеялась - как-никак, книги-то популярнейшие. Задумка про богов, сила которых зависит от веры последователей - любопытная, ситуации с черепашкой вполне комичны, диалоги местами тоже вызывают улыбку, размышления о вере и церкви - тоже ничего, но в итоге ни особенно смешной, ни особенно глубокой я эту книгу назвать не могу, потому что юмор вот просто не для меня, а размышления эти - уж слишком отвлеченные, поболтали за ужином - и забыли. Но читается легко и более-менее приятно, так что 7.

Дэвид Линдсей - Наваждение
А вот давно, давно у нас не было темокниг о вреде музыки и неведомых полей для нашего здоровья, да еще таких английских, да еще таких изящных. Недаром с его "Путешествия к Арктуру" Профессор в юности торчал, тоже обязательно надо найти и прочитать. 8,5 с тягой к 9

Станислав Лем - Солярис, Эдем, Непобедимый
Три фабульно близких повести Лема, о том, как земные астронавты высаживаются на неведомую планету и обнаруживают там нечто, доселе неведомое, затем некоторое время пытаются в нем хотя бы чего-то хоть как-то понять, и в итоге, поняв, что с этим неведомым и принципиально иным каши все равно не сваришь, отваливают домой несолоно хлебавши и даже с существенными потерями. От среднестатистической фантастики, по большей части, отличается кардинально - отношением к проблеме, серьезностью, глубиной проработки, тончайшим психологизмом, и еще, увы, маниакальной дотошностью в технических описаниях. Лем описывает практически каждую машину - что нашу, что инопланетную, - с такой тщательностью, как будто в душе надеется, что читатель, ознакомившись с описанием, немедленно побежит в ближайший магазин "Электроника" или "Юный техник", закупит там все необходимое и выстроит описанную машину в масштабе 1:1. Твердость этой фантастики поражает воображение, и грызть ее, несмотря на интересные сюжеты, местами не легче, чем гранит науки. 7

Джонатан Кэрролл - Страна смеха
Бывают книги хорошие и увлекательные, бывают - хорошие, но скучноватые (см. выше), а бывают - увлекательные, но при том не хорошие. Вот эта как раз из них. Оторваться от нее тяжело, написана она легче легкого, у нее даже замысел прекрасный, очень борхесовский такой замысел о вымысле, ставшем реальностью (собственно, автор прямо и без обиняков где-то в середине книги сообщает, что замысел натурально борхесовский) - но и только. Совершенно бессовестный главный герой, запутавшийся в бабах, неприятен до неприличия, все остальные - и вовсе картонные, призрачная фигура гениального детского писателя, опыту написания биографии которого сюжет книги и посвящен, манит, но так и не выстраивается. А замысел все-таки отличный. 6,5

Мервин Пик - Одиночество Титуса
Третий том трилогии, и, пожалуй, первый, действительно являющийся частью, а не существующий сам по себе, тоже похож на сон, только теперь уж скорее - на беспокойный кошмар, из тех, что рождают чудовищ, явно и ощутимо приближающихся к сознанию автора; кошмар с беспрерывной сменой мест действия и персонажей, очень отличающей третью часть от первых двух, и какой-то очень своеобразной, изломанной логикой. Вторая книга заканчивается словами о том, что все дороги ведут в Горменгаст - так вот, вся третья - ровно об этом, это книга навязчивой, мрачной тоски - по Дому, по детству, по минувшему, книга, очень близкая лично мне, и даже, кажется, во многом автобиографичная. Правда, Титус, наконец-то более-менее главный герой, свою тоску перерастает и побеждает, а вот автор - как раз нет. Кто-то говорил, что эту книгу не стоит читать, чтобы не портить впечатление - так вот, это глупости, мало того, что третья часть едва ли не красивее первых двух, если вам, конечно, по душе такая красота, она еще и делает из всей этой смутной громады трилогию. Впрочем, это и не должна была быть трилогия, но увы - совы сожрали его. 8
Отдельный поклон - опять же Сергею Ильину. К сожалению, я не знаю, как оно звучит в оригинале, но так складывать слова на русском - это на грани фантастики.

Фред Адра - Лис Улисс (2 тома)
Книга Фреда Адры - вы только не подумайте плохого, это наш человек, то ли грузин, то ли еврей, но его действительно зовут Фред, что странно, - так вот, это книга вроде бы детская и выигравшая детскую даже премию "Заветная мечта", и это еще более странно, потому что какая уж тут мечта. Книгу можно было бы принять за фентези про животных, но я бы охарактеризовала её, как сатирический абсурдистский боевик с неубедительными антропоморфами в главных ролях. В книге есть все, что нужно для боевика - клады и кладбища, погони, перестрелки, шпионы, древние пророчества и тайные общества; в ней высмеивается практически все подряд - религия, нацизм, бюрократия, офисные работники и даже Шерлок Холмс; но, в принципе, это все не важно, ибо я уверена - автор писал книгу ради диалогов. Не важно, что сюжет, повествующий о том, как благородный авантюрист Лис Улисс вместе с командой зверей-неудачников ищет древний клад Саблезубых тигров, возведен на роялях, неумело замаскированных в кустах; это правда не важно, ибо он там скорее для галочки; главное - диалоги действительно удались. Я даже несколько раз закатывалась смеяться вслух, а последний раз это со мной происходило, кажется, при знакомстве с Джеромом. Увы, вторая часть куда беднее на эти самые диалоги, поэтому за первую - 7,5 , за вторую - 6,5, а третью я и вовсе прочитаю попозже.

Жозе Сарамаго - Каменный плот
Еще один лингвистический гедонист, который мог бы составить компанию Мервину Пику. Но увы - если у Пика вербальное изобилие строго функционально и служит святым целям - живописанию мира и погружению читателя в транс, то Сарамаго, строго говоря, исключительно растекается мыслею по древу, постоянно отвлекаясь от своей истории и рассуждая на совершенно любые, связанные и несвязанные с оной темы, а иногда просто упражняясь в словесной игре. Получается весьма забористо, но, на мой взгляд, этот текст наилучшим образом применим не для чтения, а в качестве образца для оттачивания умения изъясняться как можно более изощренно. Сюжет, к слову, повествует об отсоединении Португалии и части Испании от Европы, и о пятерых странниках, с которыми в момент этого отсоединения произошли чудные события, составляющие в книге единственное проявление магреализма, только сюжет тут не очень-то важен. Можно сказать, что я некоторым образом разочарована. 6

Корнелия Функе - Бесшабашный
Первая часть трилогии про юношу, попавшего из нашего мира в некое Зазеркалье, заселенное персонажами европейского фольклора и не только. Специально не говорю "фентези", потому что цельного, проработанного мира там нет - Зазеркалье представляет собой несколько условную постмодернисткую панораму; мне оно напомнило, пожалуй, "Шрека", только в куда более мрачных тонах. Книжка занимательная, но какая-то непоэтичная и нарочито подростковая, главный герой - юноша, к слову, к началу действия подрос и обзавелся толпой любовниц и славой бесстрашного охотника за сказочными сокровищами, - брутален, как Геральт по весне, но что мне в книге правда понравилось - так это авторские рисунки, и вот из-за них, пожалуй, 7.

@темы: книги, мнения

URL
Комментарии
2013-01-11 в 22:57 

McCrab
Механик сплошных суббот
Я вот щас читаю "алмазный век" как раз

2013-02-26 в 21:30 

Брулюмпус
И жить по песням нельзя.
McCrab, кстати, и как он вам, понравился?

URL
2013-02-26 в 21:51 

McCrab
Механик сплошных суббот
McCrab, он не гениален, но вполне себе понравился. У автора один недостаток: периодически начинает описывать мир в духе "у нас, в 22 веке, всё совсем не так, как в этом вашем 21". У меня в книжке два романа, один "Лавина", и там это на каждом шагу, второй вот век, и он гораздо меньше этому подвержен

2013-02-26 в 21:55 

Брулюмпус
И жить по песням нельзя.
McCrab, ну не знаю, если это "меньше", то что ж там в "Лавине"...

URL
   

В нынешней чайной

главная