Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:13 

Нам очень приятно, что этот вечер мы проведем вместе

Брулюмпус
И жить по песням нельзя.
Так, как мы, никто не любил,
Может, лет сто, а может и двести.

Со мной в этом году произошло неожиданное. Я в январе внезапно вместе с Ирландским ликером пересмотрела почти все программные спектакли на год за десять дней. Это было, конечно, прекрасно, но спустя еще недельки две я так же внезапно осознала, что мне теперь нечего смотреть. При всей любви к искусству я не хочу посещать эти самые программные спектакли чаще, чем раз в год. Я их просто не успеваю забыть за более краткий период. Осознав, что смотреть мне теперь нечего, я ударилась в панику, причем, судя по всему, головой. Потому что едва завидев новую афишу, я тут же жадно схватила билеты, не обращая внимания на подозрительное название "Быть или не быть - да не вопрос" и даже собственное знание о том, что это - порождение последней "Четвертой высоты", а стало быть, вполне возможно, дитя малосимпатичное. Мало того, когда к нам на работу явилась печальная женщина - продавец билетов, я вдобавок приобрела билеты на бенефис Риммы Беляковой, титанической женщины, проникшей когда-то в наш лагерь из стана врага - драмтеатра им. Слонова. Причем бенефис оказался ровно на следующий день после "Да не вопроса", но это меня не смутило. И вот об этом двухвечернем театральном марафоне я и хочу поведать вам, мои дорогие терпеливые читатели.

Ну, в общем, я предупреждала.
Первый спектакль, как сказано выше, назывался "Быть или не быть - да не вопрос". Ну что о нем можно сказать... Пожалуй, что это худший спектакль, виденный мною в ТЮЗе им. Киселева за почти 10 лет более-менее пристальных наблюдений. Там не было костюмов, не было реквизита, не было сценического оформления и оформления музыкального, не было... да что там - там не было пьесы! Актеры там, правда, были, второстепенные, хотя играть и им было все равно нечего. Еще был экран. На экране показывали Гугль. Да-да, его. И еще проспект Кирова. И еще Иннокентия Смоктуновского, но даже Иннокентий не спас. И не мог спасти, потому что, увы, "Да не вопрос" - не спектакль. Идея действа такова - прохожих на проспекте Кирова опросили на тему: "Что вы думаете по поводу монолога Гамлета "Быть или не быть?". Высказывания прохожих записали на диктофон, и на сцене актеры с диктофоном в ушах их озвучили. Плюс к тому - в начале спектакля они зачитали нам первые результатов эдак 10 поискового запроса "Быть или не быть - вот в чем вопрос" в Гугле и его же, Гугля, перевод самого монолога. Я лично считаю, что весь этот спектакль оплачен Гуглем - иных причин его появления на свет и существования я придумать не могу. Я не верю, что на "Высоте" правда было много людей, которым подобная идея понравилась и которые захотели, чтобы это вошло в постоянный репертуар театра. Возможно, проведенная работа небезынтересна с социокультурной точки зрения, но увы, к театру отношения не имеет. Если у вас, дорогие читатели, есть возможность не посетить "Быть или не быть" - пожалуйста, сделайте это. Для себя. Для всех, кто вам дорог. Для меня. Для нашего театра - и для искусства в целом. Очень вас прошу.
Однако один плюс у этого, с позволения сказать, спектакля, все-таки был! Он был короткий! Насколько это прекрасно, я вполне осознала уже на следующий день.
На следующий день, напомню, у нас по программе шел бенефис Беляковой.
Римма Ивановна Белякова - пожалуй, единственный посторонний человек, за которым я признаю умение играть, во всей полноте этого признания. То есть из таких актеров которые могут... вот это вот. Ну вот это вот. В общем, вы поняли, а если вы не поняли, то я не понимаю, зачем вы читаете этот текст. Хотя до вчерашнего дня я ее видела всего один раз, в спектакле «Осенняя соната», но для этого вполне досточно и одного. То есть на бенефис надо было пойти. В афишах рядом с крупной Беляковой было мелко заявлено - моноспектакль «Соло для струны без оркестра», и больше ничего. Название, в общем, привлекательное, навевающие мысли о предыдущей встрече. В интернет же я заглядывать как-то даже не подумала. А зря.
Моноспектакль «Соло для струны без оркестра» был прекрасен. Безоговорочно. И Белякова была прекрасна, несмотря на свои 75. О хорошем, в сущности, говорить ничего не надо, а там было все хорошо. От души. Зал стоял и аплодировал, очень долго, а она улыбалась, и в глазах у нее стояли слезы, и это было очень здорово, и это был настоящий театр. Зал, кстати, был набит не последними людьми на деревне - присутствовали там и высокооплачиваемые работники культуры Райков с Ошеровым, и мечта советских девушек Кузин, и отчего-то никогда не выходящий из образа Фёдоров в очках (ящетаю, ему следует ходить в пенсне и при шпаге, он тогда будет выглядеть более органично), и много кто еще. Так вот, зрители, выплеснув чувства в овацию, готовы были покинуть зал, как вдруг... раздался грохот. Зрители испуганно вжались в кресла. И началось.
Нет, вообще поздравления - это хорошо. Это важно и нужно, и тем более такому человеку, как Белякова, и тем более, к такой дате... Но меру, меру нужно знать во всем.
Юбилейный вечер был чудовищен. На сцену выходили серые административные люди и зачитывали очень казенные слова из очень казенных красных папок. На сцену вскарабкивались по очереди представители всех театров Саратова, которых у нас, кажется, восемь, причем ни один из театров не смог удержаться от пусть небольшого, но представления. Раза три выпускали первокурсников, которые старательно демонстрировали танцевальные, вокальные и драматические равноунылые номера. На экране замелькал уже ставший родным Смоктуновский, а с ним заодно - Высоцкий, Конкин и Ефремов, но положения они опять не спасали.
На исходе второго часа от начала бенефиса мне все это начинало уже не нравиться. Конца было не видно. Данилина (прима из Драмы, примерно как у нас - Вовненко), объявлявшая следующего поздравляющего, стала раздражать меня больше, чем обычно. ТЮЗовское поздравление уже миновало, поэтому ждать было особо нечего. Но зал все еще бурно аплодировал. Кузин с Володарским, правда, явно начинали скучать. Кузин пытался пристроить голову к рукам так, чтобы она не падала. Фёдоров снял очки, и, вероятно, задремал. На сцене продолжали появляться разномастные Беляковские знакомые, ученики и дети. Все они что-то говорили, декламировали, пели, дарили, играли на музыкальных инструментах и выполняли акробатические трюки. Мы сидели.
На исходе третьего часа от начала бенефиса захотелось умереть. Я поняла, что больше я в театр никогда ни ногой. Кузин уронил голову в руки, не в силах больше смотреть на сцену. Володарский вдруг обнаружил, что у него, оказывается, есть наручные часы, и углубился в их изучение. Фёдоров дематериализовался. Ряд за нами просто дезертировал в полном составе. Данилина вызывала приступы острой ненависти к миру и к ней лично. Но мы сидели.
К середине четвертого часа Кузин с Володарским легли в креслах. Отчаянно хотелось в туалет. Тело болело. При виде Данилиной охватывало нестерпимое желание метнуть в нее телефон. Фёдоров, правда, появился опять, и даже опять нацепил очки. Со сцены представители театра "Теремок" запускали в зрительный зал огромные надувные мячи. На сцену вышел маленький белый мишка. Очень хотелось плакать.
Спустя 4 часа от начала бенефиса бенефис закончился. Никакой радости и даже воодушевления я уже не ощущала. Хотелось только спать. Прекрасное «Соло для скрипки» казалось смутным сном из другой, лучшей жизни. До дома оставалось восемь суток на тракторе по снежной степи, и спасибо Ликеру, который научил нас не бояться такси. Ночью я спала плохо, мне снилось нечто серое, невнятное и пугающее.

Телевидение про бенефис


И знаете, что? 20 числа апреля - "Капитанская дочка", наконец-то в новом здании. Завтра надо позарез за билетами, а то такое событие - разберут к чертям.
Куда мне без священных чудовищ.

PS.
Кусочек юбилейного вечера в ТЮЗе - какбэ репетиция "Синей птицы".
В ролях:
Режиссер - засл. арт. РФ Илья Володарский
Тильтиль - Лёша Чернышёв
Митиль - Светлана Никулина
Фея - Виктория Шанина
Голос Ю.П. Киселева - Ю.П. Киселев


@темы: театр, жизнь

URL
Комментарии
2012-03-18 в 21:11 

Ирландский лось
и топинамба.
Я очень скучаю.
Леша такой Леша, прямо вообще.

2012-03-18 в 21:14 

Ирландский лось
и топинамба.
"Я вообще не понимаю, про чо это".
Сергей до предпоследнего спектакля, кстати, был уверен, что у главного протагониста отрицательная роль и стреляется он не из высоких чувств, как у Шиллера, а за компанию с Сергеем.
Мы охренели прям, когда узнали.

2012-03-18 в 21:15 

Ирландский лось
и топинамба.
А что это, весь спектакль так репетиция, или типа Шума, будет и "чистовик"?

2012-03-18 в 21:37 

Брулюмпус
И жить по песням нельзя.
А это йубилей был, в 2008, они к 90летию "Птицу" ставили и так вот этот процесс простебали на празднике. Чистовика нет, конечно, есть "Синяя птица", но нормальная. Без Лёши. То есть он там присутствует, кажется, в роли Огня.

URL
2012-03-20 в 08:00 

Протоптер
Nitwit! Blubber! Oddment! Tweak!
Я про Кузина оценила ;-)
Вообще говоря, у меня тут вообще нет нормального театра, так что у вас ещё более чем замечательно. И летом я ведь их тоже не увижу - они же на гастроли. Вот так вот...

Пы.Сы. В гугле всякие там ответы я могу и сама посмотреть, так что полностью (исходя из вашего описания, конечно) с вами согласна насчёт. Эксперементы, чтоб их туды в качель...

   

В нынешней чайной

главная