• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: Книги (список заголовков)
19:59 

Книги-2017

И жить по песням нельзя.
Книги-2016 еще не доведены до ума, будем пока записывать свежаки.

Елена Перехвальская - Чудесное плавание Брана 8
Изумительная адаптация ирландских мифов. Я бы сказала, что автор просто умница, но автор - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела языков народов России Института лингвистических исследований РАН, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, и говорить такое мне неудобно. Перехвальской удалось, поместив внуть истории о плавании Брана другие истории, объединить безусловно интересные сами по себе ирландские мифы в замечательно написанный единый текст, связанный общими героями, этакий классический фентези-квест с чудными событиями и странными существами (рыба Ясконтий/Ясконий - моя любовь навек). Благодаря несомненному писательскому дару у Перехвальской получилась не просто адаптация мифов для юношества и лентяйства, а вполне самостоятельная, самодостаточная книга, пропитанная духом древности и волшебства. Единственный недостаток кроется в самом начале - изложение шести захватов Ирландии на фоне прочего выглядит суховато и пунктирно, но когда Бран решается-таки отправиться в плавание, история обретает жизнь и полноту. Очень любопытно теперь, достигли ли другие авторы этой же серии адаптаций подобного выдающегося результата.

Вероника Кунгурцева - Орина дома и в Потусторонье 7,5
Мрачноватая книга, состряпанная из весьма противоречивых ингредиентов - мифологий славянской и греческой, сказок русских народных и не очень, узнаваемого советско-русского жутковатого бытия, Божественной комедии и Бог знает, чего еще; удивительнее всего в ней то, что ингредиенты эти не существуют сами по себе, а очень даже работают друг с другом, и текст выходит вязкий, но цельный, живой, вполне настоящий. Книга представляет собой диптих, где первая часть - достоверно
выстроенная реальность с вкраплениями потустороннего присутствия, а вторую - путешествие в потусторонье - можно воспринимать и как высококачественную реконструкцию горячечного сна со здорово схваченной сонной логикой смены событий и трансформации образов из реальной жизни, и как натурально дантовское путешествие на ту сторону. Единственное, что показалось мне (и не мне одной) несколько чрезмерным - Тамошняя школа для абортированных детей. А в остальном - хорошая и очень русская во всей своей неприглядности книга.

@темы: книги

20:11 

Кости любимой тещи моей

И жить по песням нельзя.
Толкин читает Сэмов стих про тролля:



Правда, нету там в оригинале никакой тещи, а есть дядюшка Тим (или Джим), но какая разница, в сущности.

Прочитать оригинал (с некоторыми отклонениями от озвученной версии)

@темы: книги, находки, простотак

21:43 

Будет елка? Будет. А вдруг не будет. Вдруг я умру.

И жить по песням нельзя.
Внезапно прочитала "Елку у Ивановых".
Вообще мне трудно читать Введенского как нечто самостоятельное и отдельное, потому что стоит мне забыться, как я тут же натыкаюсь на строчки, которые знаю наизусть - из "Елки" за десять лет успели сделать аж четыре, что ли, песни. А ведь жалко - если бы жизнь сложилась иначе, он бы мне однозначно очень понравился. Может, больше, чем Хармс. Он мне и так нравится, конечно, но в отличие от случая с Хлебниковым такое опосредованное знакомство скорее мешает.
Прочтение "Елки" дало мне, кроме удовольствия литературного, во-первых, понимание того, какой именно круп и зачем Федор гладил поутру б. И кто такой Федор. Не могу сказать, что это знание улучшило мое положение, но тем не менее.
А второе любопытное вот что. У Введенского, оказывается, "эй, слуги, огня!" - и говорит это полиция. А в нашем случае все-таки "эй, слуги огня!", и говорит это... ну сложный и давно обсуждаемый вопрос, кто у нас вообще говорит; но тон, хочется отметить, вполне повелительный. И как-то логично вместо "лежите меня" в оригинале мне слышилось "лижите меня" - для слуг огня оно более-менее оправданно. И надо сказать, все это вполне в контексте, что всегда приятно.

И вообще, "Елка у Ивановых" хороша. И перезаписанная "Элегия" таки тоже хороша.
Все хорошо в этом лучшем из миров.

@темы: находки, книги, Фё

22:42 

Книги-2016

И жить по песням нельзя.
Книги-2014 и ранее.
По причинам, лично мне неведомым, книг-2015 тут не было. Вообще они регулярно отмечались вон там, но просто отмечать прочитанное и делать к нему комментарии - все-таки разные вещи. Поэтому постараемся исправиться.

Дж.Р.Р. Толкин - Легенда о Сигурде и Гудрун 9
Очень эпично и очень познавательно. Без залога и справок за несколько часов Профессор познакомил меня с основами скандинавской мифологии в занимательной поэтической форме, а Кристофер еще разок подробно ее (мифологию, а не форму) разжевал и в рот положил - ну так, для людей неграмотных и ленивых, как я. Отличная у них мифология, очень интересная. Лихачевой - отдельное спасибо.

Вилфрид Штайнер - Дорога на Ксанаду 6
Вот обратный пример - тоже познавательно, даже в конечном итоге на мою любимую тему - про фейри и демонические договоры с творцами. Но какая ж скучища! Я даже ее не смогла толком дочитать, а как-то через силу долистывала. Книга повествует про толстого и неинтересного преподавателя литературы, который, устав смотреть сон про комнату поэта Сэмюэля Колриджа, где означенный поэт когда-то увидал опять же во сне кусок поэмы "Кубла Хан", отправляется на розыски этой комнаты. Я купила эту книгу, потому что история поэта Колриджа, увидевшего во сне поэму про Кубла-хана (реальный монгольский хан), который в свое время построил себе дворец, опять же увиденный во сне, была когда-то зажигательно рассказана мне Борхесом. Но вот Штайнер - ни разу не Борхес. За возможность познакомиться с содержанием творчества и биографией Колриджа - спасибо, но книга уныла, как ее главный герой.

Тони Барлам - Деревянный ключ 7
Занимательная, но избыточная мистификация на тему сказки "Буратино", восходящая аж к воскрешению Христа. Написана неубедительно (еще бы, с такой-то основой), но бодро, и засунуто туда все, что можно, прямо как написано в прелюдии, рассказывающей о том, каким должен быть мистический триллер, а именно - древние манускрипты, шифры, коды, шпионские страсти, нацисты, Тибет, тамплиеры, Сталин, ГПУ, европейские археологи, средневековые правители, еврейские тайные знания - все, что угодно. При этом автор старается пользоваться фактически достоверными сведениями, за что ему спасибо. Книга совершенно необязательная и даже нарочито глуповатая, но читается с любопытством.

Чарлз Маклин - Страж 8
С любопытством, сказала я в предыдущем отзыве? Так вот, забудьте об этом - ту книгу я читала примерно недели две. А эту я проглотила за одни сутки, чего со мной не бывало уже с незапамятных времен, то есть я такого вообще не припомню. Очень, очень увлекательная и лихая книга - то ли про мрачноватое фентези про спасителя мира, пытающегося исправить свою же ошибку, то ли кровавый триллер про маньяка-параноика. Жанр книги зависит только от читательской точки зрения, и это восхищает. Мария Галина в недавно прочитанных "Автохтонах" по крайней мере явно намекала, какой точки зрения придерживается, Маклин же непроницаем. Книжка не сказать, чтоб хорошая, и местами даже натурально отвратительная, но за удаль молодецкую и двойной сюжет поставлю 8.

Григорий Диков – Диковины. Русалка 7
Литературная мистификация, возникшая, видимо, на фоне народного интереса к нечисти и отечественному фольклору. Возможно, я свой интерес принимаю за народный, но тем не менее. Якобы писатель начала века, записавший рассказы деревенских крестьян, слышанные им в детстве. Многие верят, я что-то не очень. Во-первых, язык. Можно долго дискутировать о том, как изменился язык за сто прошедших лет, но короче говоря – язык, хоть и стилизованный, выдает с потрохами. А еще больше языка выдают сюжеты и особенно сама нечисть – она совершенно нефольклорная, не жило такого на Руси никогда. Ходячих самособирающихся скелетов (эти явно заявились из «Трупа невесты» - даже сюжет сказки про церковный клад во многом повторяет сюжет фильма) отродясь у нас не водилось, а русалки хоть и были, но совсем не такие, как в Европе, с хвостом. Эти звались фараонами и на местности не встречались. Но сами по себе сказки довольно занимательные, хотя довольно кровожадные и с не всегда ясной мне моралью.

Стелла Гиббонс – Неуютная ферма 6,5
Пародийный роман на тему английской классики. Я плохо знакома с английской классикой (из рук вон плохо – ни Остин, ни Бронте, ни даже Диккенса толком не держала я в руках) и хоть и имею представление о том, что именно пародируется, но весьма смутное. Поэтому смешно мне практически не было. Но при этом книга не то, чтоб вовсе мне не понравилась – тут имеется достаточно любопытный сам по себе сюжет про деловую и решительную девицу, наводящую порядок на безумной ферме, целая коллекция гротескных спятивших персонажей (может, не таких гротескных и спятивших, как у Пика, но тем не менее), и порядком удачных выражений и высказываний. Мне, например, очень понравилось слово кохопутить. Но вот то, что главная интрига так и осталась нераскрытой – вот это безобразие, и за это минус полбалла.

Роберт Холдсток – Лес Мифаго 7
Широко известный в узких кругах и по-моему несколько перехваленный роман про то, как даже недремлющий разум в определенных местах начинает порождать вполне материальных чудовищ, извлекая их из подсознания и чуть ли не генетической памяти. Скажем, мечтал народ о герое, борющемся против феодалов-угнетателей – и воплотил вполне живого и опасного для феодалов Робин Гуда. Боялся народ буку - воплотил, стало быть, очень натуральную буку, и так далее. Сгодится и один человек, если сильно постарается и поднапряжет свое бессознательное. Идея интересная и оригинальная, а вот реализация... По существу имеет место семейная драма, в которой отец и двое его сыновей воплощают одну древнюю кельтскую девицу, и образуется у них в результате некий любовный многоугольник. Сюжет довольно линейный, персонажи скучноватые и их кот наплакал, атмосфера волшебного леса - тоже на троечку. Читается, впрочем, неплохо, несмотря на местами очень неопрятный перевод. Так что за идею и обещание, что во второй части (Лавондисс - его тоже перевели) все станет гораздо интереснее - 7.

Умберто Эко - Баудолино 6,5
Чтение книги пришлось на интересный временной промежуток, в первой половине которого автор был всего лишь знаменитейшим современным писателем, а во второй внезапно почил и автоматически стал признанным классиком. Я очень уважаю мертвых поэтов, но вынуждена констатировать, что "Имя розы" мне понравилось неизмеримо больше. Дело даже не столько в детективной составляющей "Имени" и не в Борхесе (теоретически царство Пресвитера Иоанна мне даже ближе, чем разборки в средневековом монастыре), а в том, что в "Имени" я нащупала для себя надсюжетный посыл, "Баудолино" же воспринялся просто не самым увлекательным жизнеописанием ловкого сочинителя, вроде барона Мюнгхаузена. Эко хитро посмеивается над догматической верой и историческим знанием, выводя на сцену кучу голов Иоанна Крестителя и Святой Грааль, сделанный отцом Баудолино из глины, можно посмеяться вместе с ним, но и только. Может быть и даже скорее всего я эту книгу просто не очень поняла. Зато единорога по имени Акакий я запомню навсегда (интересно, его и в оригинале так зовут?)

Роальд Даль - БДВ 6,5
Странная детская книга с очень простым сюжетом про мелкого великана-вегетарианца и девочку-сироту. С юмором, основанным на труднопереводимой языковой игре и, увы, пускании газов. Примечательна присутствуем в ней нынедействующей Королевы Великобритании, которая хоть и не названа по имени, зато изображена с вполне портретным сходством. Книга вряд ли могла понравиться мне в детстве и не очень понравилась теперь.

Михаил Успенский - Райская машина 7,5
Русская народная антиутопия от мастера юмористической фантастики. Я не знакома с Успенским, как с мастером юмористической фантастики, но антиутопия хорошая и пророческая - в ней даже угадан подскок как способ национальной идентификации. Юмор тут, впрочем, тоже имеется, только очень уж горький. Правдивая, точная и жутковатая вещь, с хэппиэндом, подозрительно напоминающим наглый обман.

Майкл Суэнвик - На краю времени 7
Годные, умные, в большинстве своем глубокие и сильные рассказы, по крайней мере некоторые из которых не посрамили бы и мэтров золотого века. После "Драконов Вавилона" прямо-таки приятная неожиданность. Несколько рассказов понравились весьма - "Медленная жизнь", "Лето с трицератопсами", "Как пульс размеренный", "Край мира", но некоторые, правда, не понравились совсем.

Джон Додж - Какша 8,5
Отличная миниповесть про одиночество, любовь к ближнему, жизнь вообще и огромную утку в дикозападной атмосфере. С замечательными, на мой взгляд, языком, чувством юмора и взглядом на мир. Первая на моей памяти книга, которую непечатные слова не только не портят, а и украшают. 8,5

Шэрон Кэмерон - Кукла дядюшки Тулли 5,5
Простенькая такая, ходульная сказочка про девицу, приехавшую в "готическое поместье" (тм), заполненное "мрачными тайнами", (тм) и ее вроде как сумасшедшего дядю, создающего удивительные, почти живые на вид куклы. Обидно, что в сущности заявленный стимпанк в виде кукол там практически никакой роли не играет. Да и в остальном - поместье на поверку не очень-то и готическое, никаких особенно страшных тайн там нет, персонажи неинтересные (разве что сама девица, от которой ожидаешь исключительной положительности, выходит неожиданно наглой и думающей по большей части про свое наследство), сюжет посредственный, а финал предсказуемый (девица получает свое наследство и принца, конечно, тоже). По описанию книга вызывает ассоциации с игрой "Сибирь", так вот, именно в нее и стоит поиграть вместо такого чтения.

Томас Оуэн - Дагиды 8
Исключительно сочно написанные, обволакивающие туманом и хрустальной мглой рассказы об ужасном, вовсе при этом не страшные. Автор явно, без всяких скидок и условностей верит в реальность написанного, и на читателя это тоже очень действует. Волшебная по-своему книга.

Курт Воннегут - Сейчас вылетит птичка! 7
Хорошие рассказы про жизнь, не очень фантастические, зато некоторые - с увлекательными сюжетами. От читанного мной Воннегута отличаются неожиданной мягкостью и теплотой интонации. Добрый Воннегут - определенно сюрприз.

Патриция Рэде - Сделка с драконом 7
Симпатичная сказка про эмансипированную принцессу, готовую на все, что угодно, лишь бы не замуж - например, жить в услужении у компании драконов. Написано бодро, читается с интересом, драконов мы любим, и они тут забавные. Подозреваю, что авторы "Храброй сердцем" эту книгу тоже читали.

Павел Бажов - Уральские сказы 8,5
В детстве со мной, еще малым ребенком, случилось страшное. Когда я училась во втором или третьем классе, мое неокрепшее сознание на уроках литературы было в течение месяца с особым пристрастием пытаемо сказкой Бажова "Серебрянное копытце". Я возненавидела эту сказку всеми фибрами своей души и с тех пор шарахалась от Бажова, как чорт от ладана. А зря! Если есть в природе наш, исконный магреалист, то вот это он. Ткань достоверного, абсолютно реалистического повествования - крепостные, рудники, тяжелая работа - разрывается вторжением потусторонних, хтонических сил, опасных, но не оценивающихся при этом по стандартной шкале божественного-дьявольского; воспринимающихся как часть окружающего мира и принимаемых как нечто само собой разумеющееся. Это не просто сказки, заканчивающиеся свадьбой и мед-пивом; сказочного, формального в них крайне мало - судьбы персонажей и целых семей ломаются после встречи с потусторонним; чаще всего эта встреча так или иначе заканчивается для героев трагически, потому что не стоит человеку связываться с нечеловеческим, да и силам земли чужды людские понятия о добре и справедливости. А язык! Если бы я не знала точно, что все это написано при советской власти и получило даже сталинскую
премию, доказывала бы с пеной у рта, что автор - современник своих сюжетов. Замечательная книга.

Юрий Буйда - Ермо 7
Замысловатая биография вымышленного писателя-эмигранта, с легким налетом магреализма и великолепно по нынешним временам написанная. Не то, чтоб очень понравилось - в целом как-то скучновато и пусто, но отдельные места восхитительны, не побоюсь этого слова.

Антология Завещание Джеффри
8
Добротная антология золотой англо-американской фантастики, на удивление я тут ничего не читала. "Долину проклятий" Желязны я отчего-то не одолела, "Хождение Джоэниса" у Шекли не лучшее, пара рассказов остались непонятыми, больше всего понравился "Человек, который шел домой" Джеймса Типтри (про которого я не знала вообще ничего, а он был еще и женщина!), в среднем пусть будет 8.

Марина Вишневецкая - Кощей и Ягда
7
Псевдославянское фентези про юные годы Багрова-внука Кощея и Бабы-Яги. Легко читается, действие происходит в оригинальном мифологическом пространстве, хотя, по всей видимости, и весьма далеком от настоящих славянских верований; написано хорошим языком - но как-то без восторга.

Татьяна Толстая - Легкие миры 7
Книга новых рассказов - это громко сказано, конечно. Это скорее книга старых постов. К счастью, привычка регулярно читать Таню в жж у меня не выработалась, так что тексты для меня оказались относительно новы, читать было интересно, певучий танин слог и спсобность занимательно поведать о чем угодно - покупке кофты, походе в магазин - никуда не делись. Но все-таки это профанация. Впрочем, сама повесть "Легкие миры" - очень даже ничего. Главное, что я почерпнула для себя из этой книги - Таня таки любит АукцЫон, и не то, чтобы я в этом когда-то сомневалась, но получить документальное подтверждение всегда приятно.

Арчибальд Кронин - Замок Броуди
6
На удивление не понравилось. Слишком все гиперболизированно. Броуди такой ужасный-преужасный, что даже уже и не страшно. Повторяющиеся переживания героев разжеваны самым подробным образом много-много раз, чуть ли не на каждой странице, и в конце-концов просто надоедают. Раненая героиня часами бредет по лесу в бурю, тонет в холодной бурной реке, сутками умирает в сарае - и хоть бы хны. От признанной классики такого не ожидаешь. Не то, чтобы книга плохая, но - не верю.

Герман Гессе - Клингзор 7,5
Три психотерапевтических повести; типичный, узнаваемый Гессе. Первая, правда, немножко еще напоминает повести о детстве русских классиков, а фабулой - ужасную притчу Толстого про то, как мать сочла сливы. Вторая и третья более гессеобразны, и как и практически все у него, повествуют о поиске просветления. Просветление находится (я не вполне верю, что оно находится в процессе утопления, ну ладно), читатель утешен и посему доволен.

Грей Ф. Грин - Киты и броненосцы 7
Еще одна литературная мистификация, в которой орава отечественных авторов так называемой "цветной волны" коллективно прикидываются скандинавским автором стимпанка, написавшим мозаичный роман про дирижабли, китов, вивисекцию, Шаляпина и все такое прочее. "Цветная волна" неплоха, отдельные ее представители - так и очень хороши, прием, когда ситуации и герои из одной части повествования возникают и отражаются в другой, поначалу очень радует, но... Слишком неравны и неровны части, в целое они складываются с ленцой. Повторяемый из раза в раз ход с отражениями становится ожидаемым и надоедает, да и, в конце концов, читали мы уже мозаичный стимпанк с морскими жителями и вивисекцией, безмерно более изощренный и изобретательный (см. Город святых и безумцев). Если читать Кетополис хотя бы до Вандермеера и если его сократить раза в два, отделив зерна от плевел (а зерна есть, есть!), увязать части поплотней и похитрей - он воспринялся бы на ура. А так - просто неплохо.

Эдит Несбит - Заколдованный замок 6,5
Чудаковатая детская сказка про кольцо, выполняющее желания, четверых детей на каникулах и замок с оживающими скульптурами. Сюжет довольно сумбурный и не блещет внутренней логикой, персонажам не хватает харизматичности, зато повествование само по себе вполне приятное, с юморком и своеобразной интонацией. До Ибботсон не дотягивает, правда - скучновато.

Виталий Черников - Витражи 8
Роман в рассказах (ну или просто увязанные между собой рассказы) от никому абсолютно неизвестного учителя математики. Формально - фентези. На самом деле тоже, видимо, фентези - налицо придуманный мир с измененными фундаментальными законами, с магией, то бишь (хотя и с намеком на постапокалиптическое происхождение нового мира от нашего, то есть это в некотором роде еще и НФ). Очень хорошо написанные умные и глубокие рассказы, поднимающие важные вопросы. Последние два, к сожалению, несколько уступают остальным (в основном, проблема в антураже - стереотипно-ушастые темные эльфы портят впечатление), но в целом книга хорошая, удивительно серьезная и далеко выходящая за пределы жанра.

Салман Рушди - Дети Полуночи 6
Пыталась читать у Рушди детское - не пошло, взялась за взрослое и самое прославленное - опять, как ни странно, не пошло. Вроде бы замешано по вполне маркесовскому рецепту - история семьи на фоне глобальных событий под густым соусом национального колорита и с добавлением чудесного, для остроты. Но увы, Маркес - это смерть, сны, чудеса и наше все, а Рушди опять навевал на меня по большей части скуку и все тут. И колорит индийский мне не близок, и чудеса какие-то нечудесные, и политики больше, чем я люблю. Наверное, не буду я его больше читать.

Сергей Павлов - Лунная радуга 8
Мощная умеренно твердая НФ про столкновение человека с чуждым в космосе. В меру увлекательная (концепции иной жизни - всегда интересны, мне кажется, а тут и без детективной линии не обошлось), в меру неспешная и глубокомысленная (рассуждений на тему, стоит ли человеку лезть в такие места, про которые он вообще ничего не знает, в книге даже многовато), очень славно написанная, и вообще, вполне классическая в самом лучшем смысле этого слова. Если бы прочитала пораньше - осталась бы, может, вообще в восторге, имея же за плечами какой-никакой опыт чтения близких по теме книг - просто очень довольна. Удивительно, что написана книга нашим соотечественником в махрово еще советское время - если об этом не знать, нипочем не догадаешься.

Иван Тургенев - Отцы и дети
8,5
Помню, что это заезженное произведение мне понравилось в школе и помню, что писали мы по нему всякие сочинения. Очень жалко, что те не сохранились, потому что не помню, чего я в них писала. Результат перечитывания меня насторожил, потому что Базаров с тех пор мнился мне отчего-то персонажем более-менее положительным, а теперь выяснилось, что он, в сущности, совершенно бесполезный балабол, позер и вотще какуля собачья, и что сам автор едва ли ему симпатизирует. Не могла я же его тогда положительно воспринимать? Или могла?.. Терзают, в общем, смутные сомненья. А так-то что, классика, очень крутая - персонажи, психология, язык, все шикарно.

Наиль Измайлов - Убыр 7,5
Мифологический ужастик на татарском фольклоре. Хороший. Татарский фольклор - тропа нехоженая, а любопытная. Вот убыр этот - вроде наш упырь, но какой находчивый - лезет в человека через дырочку в темечке, и поминай как звали. А там еще всякие ученые старушки, албасты, или вот эта, как ее, бичура. Очень интересные и, что немаловажно, настоящие, не выдуманные на потребу публике! Колорит, в общем. Довольно убедительно написано от лица обычного городского подростка, нормальная жизнь которого прерывается вторжением убыров и превращается в ненормальную жизнь убыроборца. Первые полкниги, реалистические, поострей, чем вторые - сказочные, но это ничего.

Ричард Адамс - Шардик 9
А вот и тяжелая артиллерия подтянулась. Поначалу даже, казалось, тяжеловатая - начало раскачивалось медленно, как медведь, выходящий из спячки, но дочитывала я книгу взахлеб. Адамс - потрясающий писатель, старой школы, высочайшего уровня, настоящий классик, это я еще после "Обитателей холмов" пытаюсь всем донести, но никто не верит. Ну темы у него такие, не внушающие доверия - кролики, собаки... Теперь вот медведь. Медведь - это, конечно, ширма. Это вообще не фантастический роман, честно говоря, и не фентези никакое; и околоисторический антураж - только антураж. И не про медведя эта книга, а про человека, про его слабость и глупость, про то, что зная истинный путь мы часто под влиянием мнимых причин делаем то, чего делать нельзя, и боимся себе в этом признаться. И про то, что все в этой жизни должно быть оплачено. А еще - про то, что религия - не магия, и божью волю/судьбу не переделаешь под собственные нужды. Книга местами жестокая и светлая в целом, глубоководная как река и как река могучая. Обязательно перечитаю, для чего сразу после прочтения в электронке завела себе бумажный экземпляр. "Щас так не пишут".

Набоков - Подлинная жизнь Себастьяна Найта. Пнин. Bend Sinister
7
Нет, Набоков вне "Приглашения на казнь", видимо, не для меня. Вокруг "Приглашения" недаром витает ореол некоей чужеродности в его наследии - оно действительно отличается почти так, как будто его написал другой человек. Я в глубине души все-таки не люблю набоковских фирменных метафор - да, они придуманы всегда ловко и может, даже гениально, но меня не покидает ощущение, что они именно придуманы - нарочно, напоказ. Полуавтобиографический Найт, печальный увалень Пнин, несчастный, все потерявший Круг, безуспешно пытающийся отгородиться от изменившегося мира - три грустных судьбы, три истории, изломанных, утонченных, эстетских, но по мне - слишком нежизнеспособных, что ли.

Александр Чаянов - Мистические повести 5,5
Чаянов был вообще-то экономист-революционер, и мистические повести писал в качестве хобби. Хобби - занятие необязательное, для отдыха, и не всем же быть Бородиными, чтоб так уж в него углубляться. Вот Чаянов был хорошим, наверное, экономистом, я не могу знать - но мистические повести, особенно на фоне современников, писал слабенькие - и если первый рассказ про куклу-девицу еще ничего (нечто такое в духе "Господина оформителя"), то чем дальше, тем больше появляется какой-то надуманной и маложизнеспособной ерунды с переодеваниями, далекой от мистики, да и от литературы тоже.

Брайен О'Нуаллайн - Поющие лазаря, или на редкость бедные люди 8
Чуть более реалистичная, чем две других читанных мною его книги, "Поющие лазаря" - абсурдная летопись тяжелой жизни бедных ирландцев. Может быть, книга бы трогала меньше, если бы эта жизнь была не такой настоящей и близкой сердцу русского человека. Ну и нельзя, конечно, забывать, что Брайен вообще и в принципе восхитителен.

Хорас Уолпол - Иероглифические сказки
Авангардненькие такие сказочки, особенно если поглядеть на время написания. Англичане вообще склонны к сочинению нонсенса, и
принялись они за это дело даже раньше, чем я думала. Но не мое. 6

Пелам Вудхауз - Несокрушимый Арчи
6,5
Вполне жизнеутверждающая книга об очень жизнерадостном молодом человеке, который все время впутывется в какие-то немыслимо идиотские истории и выпутывается из них вовсе не благодаря своей находчивости, а скорее вопреки - все и всегда спасает случай. Ну вот не очень я люблю Вудхауза, не очень, ибо мне не смешно, а главный герой - тот и вовсе раздражает чем дальше, тем больше.

Конни Уиллис - Не считая собаки
8,5
Восхитительная в своей легкости и изяществе хронофантастика о путешествии в викторианскую Англию. Очень ладно скроенная, замечательно добрая книга о том, что ничего случайного на свете нет и быть не может, а каждая мелочь - неповторимо важна. Еще и с отличным чувством юмора и приветами Клапке, что тоже важно. Переиздадут получше - непременно куплю.

Кадзуо Исигуро - Погребенный великан 8,5
Не то притча, не то фентези, а на самом деле - ни то, ни другое; сплетенная японцем из нитей артуровского мифа и по-японски странная, чуждая книга, наполненная туманом и мороком. О старости, о смерти, а главное - о памяти, которая и есть погребенный великан, и о том, стоит ли тревожить его могилу. Автор считает, что не стоит.

Уильям Моррис - Источник на краю Мира 7
Моррис, конечно, нудноват, но безмерно основателен, эстетичен и поэтичен. Как и "Воды дивных островов", "Источник" ближе к рыцарскому роману, чем к фентези, это книга о любви и подвигах, благородных (и не очень) рыцарях, отваге в сражениях, бесконечно прекрасных дамах и опасных приключениях на пути к счастью и даже бессмертию. Красивая и приятная книга, хотя по нынешним меркам и порядком затянутая.

Комната с гобеленами 6,5
Сборник классической готической прозы. Запомнился мне из него своебразный Уолпол с гигантскими валящимися с неба шлемами, душещипательная история Франкенштейна (надо же ознакомиться с классикой) и забавное "Кентервильское привидение", оказавшееся удивительно близким к своей советской мультипликационной экранизации. От Пикока ждала несколько большего, или, вернее сказать, иного - хотя "Аббатство комаров" и забавное, но не более того. Остальное по прошествии нескольких месяцев забыла напрочь, ну и ладно.

Сьюзен Прайс - Говорящая голова 6
Странноватая история с неопределенной читательской аудиторией об отрубленной голове, которая не может умереть, поскольку связана обещанием, и вынуждена рассказывать всем истории, поскольку до отделения от тела - в целом, так сказать, была известным сказителем. К сожалению, истории не очень увлекательны сами по себе, и даже такое необыкновенное обрамление книгу не спасает.

Джейн Остин - Нортенгернское аббатство
6
Местами это хорошо и даже очень смешно (пародия, как-никак) - сцена про первый бал, например, гениальна, и не верится, что это написано женщиной на рубеже XVII и XIX веков. Но все-таки смешно только местами, в остальном - хорошо, если забавно, а по мне так во многом и скучновато.

Карел Чапек - Война с саламандрами 7

Ирина Богатырева - Кадын 8,5

Александр Григоренко - Мэбэт 8,5
Начинается как игра, как реконструкция ненецкого эпоса о сверхчеловеке Мэбэте. Но на середине, со смертью главного героя, превращается из спокойного, почти безэмоционального повествования в нечто, себе зеркально противоположное, где уже нет места игре - в обличительную проповедь, крик, настоящую достоевщину. Жестокая книга о милости богов, тяжелая и страшная, ибо каждый - немножко Мэбэт, и узнать себя в нем несложно, и каждому отмщение, и каждому воздастся. Впрочем, кончается книга хорошо, насколько это возможно, так что и у нас есть надежда.

Мишель Фейбер - Книга странных новых вещей 7

Владимир Аренев - Душница 7

Александр Шаров - Человек-Горошина и простак 6

Елена Левкиевская - Мифы русского народа 8

Мария Галина - Медведки 6

@темы: книги

22:05 

Поэтическая манифестация

И жить по песням нельзя.
«Все вращается по кругу. Что возникло, должно умереть. Все исчезает, хорошее и плохое, глупое и мудрое, прекрасное и безобразное. Все пусто. Серьезного нет ничего.»

@темы: книги

18:40 

Все на свете проспишь

И жить по песням нельзя.
А вот так, погрузившись в проблемы замены компьютера в условиях финансового кризиса, а потом - в проблемы сознания, погрузившегося в дебри интернет-барахолок в ущерб собственному благополучию, можно прозевать удивительные вещи.

Например, издательство "Вече", уж я не знаю, что им ударило в голову, решило издать трехтомник лорда Дансейни, да еще и иллюстрированный. И ладно бы просто решило, но первый том уже в продаже (и у меня на полке), а два оставшихся якобы выходят в апреле. Чтобы было понятно, почему это важно - отдельно лорда на русском языке издавали аж три раза не считая малотиражки, последний раз в 2003 году и в ужасном переводе, цена на любую его книгу на Алибе щас перевалила за 1000 р., а полностью сборники рассказов у нас не издавались просто никогда. Вообще ребята рисковые - хотя тираж и мизерный (1500 шт. на том), и его могут не раскупить - автор уж больно специфический, ныне его творчество может показаться нудным и многословным.
А издание хорошее, хотя и не безупречное - обложка какая-то по мне невнятная, иллюстрации местами выглядят неважно, бумага белая, но очень тонкая (хотя это можно воспринимать как плюс - она какая-то оригинальная), а вот шрифты интересные, критическая статья есть и переводы отличные.



А вот издательство "Выргород" взяло и издало "Тае Зори" - мало того, что официально, так еще и с понтами 60-страничной книжкой автографов, реставрированным звуком (это как же, интересно), и Коперником. Что тут сказать, молодцы. Тут можно посмотреть в сторону Петра с укоризной. Мне не очень нравится обложка диска - какая-то отсебятина с этим драконом-оригами, ну и непонятно, где у них полный вариант "Белых теней" - он был бы, вроде, весьма кстати. Но в остальном - аплодисменты. Это неожиданно и здорово. "Тае", может быть, заслуживает издания гораздо больше всего остального, в каком бы оно ни было состоянии. Умирание как искусство, страшное и восхитительное в своем спокойствии, где если постараться можно разглядеть, каким огромным, выше облаков драконом вдруг оказывается забавный паренек из луганской глубинки.



PS. В довершение всего Вконтакте добрые люди вообще выложили доселе неведомое Леонидовое пение, судя по голосу, года 91-92. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

@темы: книги, находки

10:17 

Что-нибудь такое

И жить по песням нельзя.
«Меня никогда не покидало ощущение, что я не столько пишу, “сочиняю”, сколько записываю то, что уже происходило однажды где-то “там”, что это не мои изобретения или выдумки...». (Толкин из письма М. Уолдмэну, 1951).

@темы: находки, книги

20:40 

Нет повести печальнее на свете

И жить по песням нельзя.

Из книги “Волшебные животные”.


Безымянный



С наступившим летом всех.


@темы: книги, находки

21:17 

Мервин Пик попадает не туда

И жить по песням нельзя.
Уайт - один из китов, на которых стоит литература фэнтези, кроме него по этой линии числятся Толкиен и Мервин Пик, который никакой фэнтези не писал и попал в эту компанию дуриком.
Из интервью с Сергеем Ильиным

А Сергей Борисович внезапно саратовский, это раз, и перевел роман Бигля "Архаические развлечения", который: а) неиздан и б) нечитан, но есть в электронке, это два. Вот как сразу много приятного из всего-то одного интервью, а.

И вообще прекрасный день сегодня - Broken Age со скидкой купила (и советую всем сделать то же самое - а то его так нифига и не закончат), Child of Light купила вообще даром (а то они там совсем из космоса пришельцы со своими 699 рублями-то - санкции, никак), вот оно такая красота, что вообще.

@темы: простотак, книги, жизнь

22:49 

Что тебе подарить

И жить по песням нельзя.
«... покупать надо только книжки, а остальное все никому не нужно.»
tanyant


У меня тут на днях случился день рождения, и мне подарили утепленные штаны и съедобных резиновых жаб. А еще у меня отныне есть вот что:



Можете еще посмотреть, хотя фотки так себе.

@темы: книги

23:52 

Книги 2014

И жить по песням нельзя.
22:00 

Остров пониженной гениальности

И жить по песням нельзя.


« - А мне так очень много философии послышалось в слове "селитра", - сказал лоцман. - И в штопоре такая глубокая, я бы даже сказал, спиральная философия, ведь не только искусство, но и история человека развивается по спирали. Неплохо, очень неплохо.
- Может быть, и неплохо, - скептически прищурился Калий Оротат, - но разве гениально? Не очень гениально, не очень. А если и гениально, то как-то пониженно, вы чувствуете? В этом-то вся загвоздка. Все наши ребята пишут неплохо и даже порой гениально, но... но... как-то пониженно, вот что обидно.»

Ю. И. Коваль, "Суер-Выер"


Очень бодрые гитары, очень громкие барабаны, привычно халтурящий, за редким исключением, Дима, весёлое издевательство над любителями авангарда и дудок - ну и бодрый такой рок, ага, с интересными даже находками. Это если смотреть с точки зрения здравого смысла. А с других точек как-то ничего и не видно. Действительно, туманно в безымянных странах.
Хотя, может быть, это у меня зрение упало.

PS. Разумеется, Диму-то особенно обвинить нельзя. Это все равно, что обвинять переводчика в отсутствии у книги сюжета. Где мог, он выдал, где не мог - отделался привычными словесными обрывками, да и дело с концом. А второй куплет в "Я расскажу тебе" - это сильно по любым меркам.

PPS. А припев там, ну в смысле проигрыш - слегка переделанная каденция из Внутри собаки. Тенденция, однако. И все же...

@темы: книги, Фё

16:22 

В кристалле были ангелы, два четыре шесть много.

И жить по песням нельзя.
Меня одолевает герметизм. Не в смысле желания герметично упаковывать продукты, а в смысле оккультных наук. Любая книга, которую я открываю в последние полгода, считает своим долгом поведать мне о Гермесе Трисмегисте, Джоне Ди или Эдварде Келли, на худой конец - хотя бы о Джордано Бруно и его мнемонике. Раньше я оккультизмом совршенно не интересовалась и ничего (ну или почти ничего - о Бруно я все-таки была осведомлена из школьного курса) не знала об этих почтенных гражданах, но теперь они прямо-таки караулят меня за каждым углом. Началось это безобразие с "Эгипта" Краули, более-менее всем им и посвященного, но скоро распространилась на все подряд - начиная от Борхеса и заканчивая Куприным и Марией Галиной, которые, казалось бы, от герметизма точно должны быть предельно далеки. Газеты суют мне рукопись Войнича, и даже телевизор не забывает, нет-нет - да и ввернет мне что-нибудь про Трисмегиста. Сначала я старалась это игнорировать, но игнорировать стало совершенно невозможно. Значит, так надо. Пойду читать "Ангела Западного окна", что ли.

@темы: простотак, книги, жизнь

23:58 

Там царь Кощей над златом чахнет

И жить по песням нельзя.
Рекорд самой дорогой книги, которую я когда-либо покупала (600 рэ за "Безумное странствие сквозь ночь"), побит.
В-общем, вот.
2000 рэ. Это в среднем 40 книг из Развала. Кошмар.
Зато эксклюзив, 50 штук тиража, 16 листов вклейки со всеми иллюстрациями Сайма и практически весь ранний Дансени малой формы. Теперь мне не хватает для полноты счастья только чтобы кто-нибудь перевел и издал роман The Charwoman’s Shadow.

PS. И да, конечно, почта смяла корешок в гармошку.

PPS. А еще вот, слухи, цитирую:
"Издательством Эксмо куплены права на три романа Вальтера Моэрса (включая "Город Мечтающих Книг" + 2 новых) с иллюстрациями, обложкой и т.д."

@темы: книги

21:52 

Чтобымнебыу

И жить по песням нельзя.
«Следует написать рассказ о человеке, который всю жизнь - безумно страдая - искал истину, и вот она явилась пред ним, но он закрыл глаза, заткнул уши и сказал: "Не хочу тебя, даже если ты прекрасна, потому что жизнь моя, муки мои - зажгли в душе ненависть к тебе".»
Л. Андреев

@темы: книги

22:12 

Тем временем

И жить по песням нельзя.
А на Фантлабе пересмотрели систему рейтингов, и теперь Толкин на первом месте и в списке авторов, и в списке циклов произведений; и ни Мартин, ни какой-то Джо Аберкромби не мешают господству моей картины мира.

@темы: книги, простотак

21:25 

Мир не ломается, что ни случись, так он устроен.

И жить по песням нельзя.
«Волосы на затылке встали дыбом, кожа на скулах и губах натянулась до боли, а желудок скрутило от холодной тяжести. Музыка лилась и плясала, непрестанно меняясь: то посвистывала детской жестяной дудочкой, то снова превращалась в отдаленный голос, наполовину слившийся с музыкой, одновременно и манящий, и насмешливый.»

«Я - никто. Я дерево, камень, солнечный луч - ничего больше.»

Питер С. Бигл

@темы: книги

00:12 

Ночь темна

И жить по песням нельзя.
Вот, вот за что я люблю Таню. Пишет вроде о холодце - а на самом деле все о том же. И заметет тяжелым сугробом моё слабое, незрячее, захотевшее пожить сердце. Обязательно занесет.

Прочитать про холодец.

@темы: книги, находки

22:47 

Книги 2013

И жить по песням нельзя.
Ева Ибботсон - Тайна Замка Карры
Есть вот такая не шибко известная английская сказочница с плохо звучащей по-нашему фамилией, пишет мягкие, ироничные и очень добрые сказки про семейных призраков (в данном случае), всесторонне приятных колдунов, дружелюбных кракенов, и вообще старательно и удачно расцвечивает сугубо отрицательную сказочную публику. Сказки какбэ детские, но их, ящетаю, стоит читать всем - у Евы всегда занимательные сюжеты и прекрасное чувство юмора, и даже переводы нам достались отменные. Вот эта конкретная книга мне показалась чуть слабее прочих, но она все равно стала идеальным новогодним чтением. Ибботсон, пожалуй, самый приятный автор, которого я знаю, наравне с Сюзанной Кларк. 8

Мария Галина - Берег ночью
Вот это первая книга из трех прочитанных у Галиной, которая понравилась мне вся целиком. В "Красных гусях" был слишком разношерстный набор рассказов, в "Малой Глуше" вторая повесть мне вообще не понравилась, и вот, наконец, с третьей попытки мне попалась именно такая Галина, какая надо. В книге три небольших повести, относящихся к литературе ужасов, скажем так, но очень разных по форме и теме.
Первая, "Берег ночью", полностью соответствует своему названию. Очень атмосферное, красивое и смутное повествование о жизни огрызков человечества после какой-то неведомой катастрофы, о Море и Лесе, переполненное ощущением чуждости и величия окружающего мира. Что там такое происходит, кто такие оборотни, что произошла за катастрофа и даже чем история кончается - совершенно непонятно, но мне легко это простить - ощущение чуждости и величия дорогого стоит. Похоже, немножко, пожалуй, на Кысь, только без сатиры и филологии. 8
Вторая, "Луна во второй четверти", этакий мистический детектив про компанию молодых и не очень людей, забравшихся в заброшенную по каким-то неприятным причинам деревню на севере. Очень убедительная картина русской глубинки, очень убедительная жуть за кадром, и, главное, очень интересно, в чем же там соль. Хоть я и боялась, что она сейчас фирменно бросит сюжет на середине, ничего такого не произошло, есть объяснения, есть рациональное, есть мистическое, как хочешь, так и понимай. 8
Ну и заключительная, "Дагот", посвящение Лавкрафту, на Лавкрафта, впрочем, стилистически, да и сюжетно совсем не похожее, но содержащее определенное количество отсылок к его творчеству. Можно ли спастись от зла, которое предлагает вам самое сокровенное? Галина считает что, нет, я тоже, но, к сожалению, джунгли впечатляют меня меньше, чем север, поэтому последняя повесть понравилась мне чуть менее первых двух. 7,5
Есть там еще рассказ, но я его уже читала.
В общем, отличная книга, которая мне понравилась больше, чем предыдущие у автора, возможно, еще и потому, что я читала ее в бумаге. 8

Михаил Гаёхо - Мост через канал Грибоедова
Книга из обрывков снов и квантовой механики, случайных совпадений, бесконечных повторов, забытых вещей и той проруби, в которой, я уверена, листья так и не смогли утонуть, хоть там про них вообще ни слова не сказано. Зато про прорубь - сказано, и у меня нет никаких причин сомневаться, что это была та самая прорубь. И про темноту, которая может быть где угодно - за углом, в дамской сумочке или на черном квадрате Малевича. Куда же нам без него, правда? Татьяна Толстая рекомендует, но я бы не стала такое рекомендовать, конечно, никому. Кому надо, эта книга, не сомневаюсь, и сама встретится.
А динозавры Буриана, кстати, в моей жизни были любимой детской раскраской, что, несомненно, правильно.
А оценки тут бессмысленны.

«Все повторяется (в разные моменты времени и частями),- думал иногда Носиков, хотя и не мог сказать, что именно повторилось.»

Вальтер Моэрс - Безумное странствие сквозь ночь
Та самая книжка книжища по мотивам гравюр Доре. Моэрсу действительно удалось аккуратно вписать гравюры в сюжет, причем вполне вменяемый, хотя и несколько рваный, что вполне оправдывается его сутью - двенадцатилетний Доре видит сон и все, происходящее в книге, ему попросту снится, а кто это видел в снах логичные смены места действия? Другой несомненный плюс - фирменное чувство йумора, причем, надо отметить, на сей раз какое-то особенно едкое. Я, если честно, вообще не понимаю, с какого перепуга издательство "Зангавар" рекомендует эту книгу детям с восьми лет - текст там, как я и ожидала, еще похлеще картин - голые девы, перерабатывающие драконов на мыло, великаны с выпущенными кишками и шутки про универсум и универсам вряд ли будут по достоинству оценены учениками вторых классов. "Странствие", возможно, несколько менее кроваво, чем "Румо" или "Город мечтающих книг", но до детской книги ему все равно далековато, хотя бы благодаря диалогам. В общем, книга получилась вполне занимательная, но лично мне Моэрс, не ограничивающий свою буйную фантазию гравюрами пусть даже такого великого человека, как Доре, нравится больше. 7
И еще - перевод. Элла Венгерова явно весьма заслуженный и уважаемый человек, но у меня сложилось ощущение, что тут работа шла то ли наспех, то ли спустя рукава, так что кроме, с одной стороны, тонко и остроумно переведенных диалогов, с другой стороны тут нередко попадаются дурацкие и вдвойне обидные в таком издании ляпы - какие-то взлетающие уздечки и тому подобное. Я, конечно, не отрицаю, что это же самое, возможно, было и у автора, но все-таки сомневаюсь.

«...- Я - последняя медуза. Та, которую видит каждый, кто тонет. Бесплатная услуга, как и пение морских коньков. При сгорании в огне предлагаются бабочки величиной с газету и классическая музыка.»

Габриэль Гарсия Маркес - Двенадцать рассказов-странников
Нормальные такие рассказы, нормальный такой Маркес - пыль, смерть и чудеса, только действие перенесено на европейскую почву, поэтому страдает колорит - пыли больше, чудес меньше. Некоторые все-таки удачные, а некоторые я вообще не понимаю, зачем. Чем больше я читаю Маркеса, тем больше убеждаюсь, что он достиг вершины в "Ста годах", и практически все, написанное позже, в сущности - та же каша, но пожиже. 6

Александр Грин - Дорога никуда
Промах. Начало было интригующее, и меня даже не очень смущали странные приемы автора в отношении русского языка (вот зачем, например, вместо "гулящего" впихивать слово "гульливый"?), но когда потрясающе честный и безумно благородный главный герой укокошил 16 ни в чем не виновных таможенников, и об этом тут же все забыли, включая его самого, - печаль, печаль наполнила душу мою. Жаль, потому что это могла бы быть хорошая книга. 6
А еще автор открыто пропагандирует водку. Ее там все пьют, что твои хоббиты - здравур.
- Если выдержим, - сказал Тергенс, - то утром в понедельник или же вечером в понедельник дело окончится. Придется пить. Трезвому ничего не сделать. Но раз нужно, мы сделаем.

Нил Стивенсон - Алмазный век
Автор этой книги очень резво погружает читателя в пучину созданного мира, для чего очень сурово занимается словообразованием и теоретическим изобретательством. Рактивки, медиатроны, умкораллы, нанозиты и так далее - это, несомненно, круто, а особенно круто, конечно, пришлось переводчику. Тем не менее, я бы не сказала, что мир получился такой уж настоящий - по-моему, все-таки какая-то малоубедительная синтетика. Да и с сюжетом мы совершенно не поняли друг друга, хоть начиналось все и обнадеживающе, но дочитывала я уже со скрежетом зубовным. Зато заново узнала, кто такая машина Тьюринга. Итого - весьма изобретательная, конечно, научная такая фантастика, на мой вкус имеющая маловато отношения к художественной литературе. Впрочем, известно, что Стивенсон почти гениален, так что, вероятно, я его просто не поняла. 6

Только не дворецкий. Антология британского детектива 20-30х годов.
Чудесная книга, можно даже дальше ничего и не писать. И не то, чтобы составляющие ее произведения были так уж великолепны сами по себе - как мы все помним, я не больно-то жалую детективный жанр. Но будучи с огромной любовью переведены, проиллюстрированы, собраны и прокомментированы, они дают потрясающе приятную книгу, английскую, как Сюзанна Кларк, и удивительно добрую - и не смотрите, что там режут, травят, расчленяют и едят - преступник будет наказан, автор улыбнется и закурит трубочку, а комментаторы расскажут вам, чем барристер отличается от солиситора, что такое клерихью, кто такой Эдвард Лир, как англичане купались, как путешествовали, учились, строили дома и воспитывали детей. В одном рассказе преступлением вообще является кража персиков. Вот какая книга. 8,5

Питер Бигл. Соната единорога
Читала когда-то, но это не считается за истечением срока давности.
Короткая и простая, но добрая, мудрая и вообще стоящая повесть о девочке, попавшей из нашего мира в волшебный, а также о ее бабушке и о том, как бабушка этот волшебный мир спасла. И еще - о музыке. Очень хорошо написано о музыке, скучаю по такому с самого кортасаровского "Преследователя". 8

Александр Кан. Шкипер о Капитане
Книга Кана вовсе не биографическая, как можно подумать. Она написана в формате заметок о собственной жизни, в которой присутствовал этот, с позволения сказать, человек, тем и интересна.
С одной стороны, Капитан - разумеется, ее основной стержень, все описываемые события имеют отношение в первую очередь к нему. Но, с другой стороны, он несколько в расфокусе, зато описывается или упоминается множество событий, людей и мест, имеющих отношение. Это вроде бы полезно и важно, хотя иногда от всех этих мне совершенно не знакомых личностей, пластинок, мест, а также скачущей в разном направлении линии повествования создается ощущение сумбура. Книга явно рассчитана на людей весьма подкованных, причем не только в области капитановедения, но также и в музыке - джазе, авангарде, даже классике; и если с первым у меня более-менее, то со вторым - вообще беда, это мне при чтении изрядно мешало.
И что еще интересно - у Кана почти отсутствует, или, по крайней мере, почти не проникает на страницы книги удивленное восхищение личностью Курёхина, встречающееся у многих, кто начинает о нем говорить или писать; поскольку Кан - не одурманенный исследователь, наблюдающий спустя годы законченное произведение искусства, каковым Капитан в итоге, несомненно, являлся, а давний знакомый, видевший процесс создания этого произведения вблизи и потому лишившийся должного пиетета. Это, с одной стороны, несомненное достоинство (хотя бы потому, что редкость - у Кушнира явно будет сплошной поросячий восторг), а с другой - недостаток, потому что книга, весьма информативная и интересная, в итоге как-то суховата и нефеерична. Хотя, может быть, так и надо, потому что фееричности и у объекта вполне хватало на всех. 7

Клайв Баркер. Абарат
Книга, которую я купила когда-то за иллюстрации, потом забыла о ней напрочь, теперь нашла, прочитала две третьих - и не дочитаю больше никогда, потому что уже отправила ее путешествовать Почтой России. Иллюстрации в ней прекрасны, но они, увы, лучшее, что в ней есть. Сама история - от начала повествования о девочке по имени Кенди Квокенбуш, обнаружившей в степи вокруг городка, в котором из всех достопримечательностей - одна птицефабрика, заброшенный маяк, до ее путешествий по островам сказочного мира Абарат, - становилась все скучнее и скучнее. Ну, острова. Ну, существа. Ну, злой злодей. И мир какой-то условный. Но иллюстрации отличные, все-таки. Не оцениваю, в общем.

Френсис Бернетт - Таинственный сад
Сентиментальный роман для тонко чувствующих детей про Англию от американской писательницы с явно мужским именем. Я в детстве очень любила ее же "Лорда Фаунтлероя", и "Таинственный сад", несмотря на чудовищнейший перевод (Вот как вам, скажем: "Свежий степной ветер точно сдувал паутину с ее маленького мозга и несколько оживлял ее". Кого оживлял, паутину? Что это вообще за образ - маленьких мозгов, затянутых паутиной? Какие-то психонавты, честное слово.), мне тоже понравился. В таких книгах всегда в конце все хорошо, несчастные утешаются, больные выздоравливают, вредные перевоспитываются, и мир боговдохновен и прекрасен; это иногда очень круто и нужно. 8

Эдвард Лир - Большая книга чепухи
Потрясающе красивое издание замечательно дурашливого Лира, с лимериками, просто стихами, прозой и письмами, которые по градусу абсурда не уступают собственно творчеству, а также крутыми авторскими иллюстрациями и хорошими переводами. Не всё, но местами - очень здорово. Мне бы эту книгу в детстве. 8

Г. К. Честертон - Убийство на скорую руку
После прекрасного "Только не дворецкого" я прониклась нежными чувствами к классическому английскому детективу. Особенно в антологии хороши были несколько авторов, в том числе Дороти Сейерс, Алан Милн и вот Честертон. Отец Браун - ужасно симпатичный персонаж, он напоминает мне Коломбо, а то, что щас наснимали ВВС в сериале - это ложь и провокация, не отец Браун, а какой-то Шварцнеггер в костюме католического священника. У Честертона убийства здорово сочетаются с размышлениями о нравственности и доброте, весьма симпатично. 7

Артур Конан Дойл - Смуглая рука
Сборничек рассказов Артура свет Дойла из подозрительной серии "О страшном и мистическом". Два рассказа о мумиях, два - о привидениях, на сколько-то детективные страшилки тянут из них только два, один вообще непонятно какой, а еще один - "Тайна замка Горсоп-Грейндж" - юмористический, правда смешной и на мой взгляд самый удачный в сборничке, ему бы я поставила твердую 8. А сборничку в целом, пожалуй, 7.

Борис Штерн - Записки динозавра
Очень славно написанная, но какая-то туманная фантасмагория про дедушку, который когда-то что-то изобрел, из-за чего случилась какая-то катастрофа, а кроме того - заключил сделку с дьяволом. Напоминало местами и чаще всего "Понедельник начинается в субботу", другими местами и куда реже - "Мастера и Маргариту" или даже "Альтиста Данилова", но, к сожалению, напоминаниями и намеками все и кончилось, а жаль. Написано, повторюсь, отлично, но сюжет, манящий тайнами и кульминациями, почему-то заканчивается, толком не начавшись. 7,5

Р.Л. Стивенсон - Таинственная история доктора Джекила и мистера Хайда
Отличная и очень точная повесть о сути зла и человеческой слабости, которую я почему-то до сих пор не читала. Вдобавок, в сборнике еще прекрасные рассказы, один другого лучше и все совершенно разные. Удивительно многогранный был писатель. 8

Уильям Моррис - Воды дивных островов
Протофентези конца 19 века, еще и стилизованное под средневековый роман. Стиль, пожалуй, мне даже понравился, постоянное спасибо Лихачевой, и начало было интересное, очень заманчивое - ведьмы, лесные духи, загадочные острова с застывшими людьми и вечными детьми, но потом роман резко превратился из сказочного в любовно-рыцарский, и волшебные элементы стали играть не сюжетообразующую, а, скорее, декоративную роль. Многовато поцелуев, маловато волшебства, и вообще на самом деле совсем не про острова, хотя книжка все равно хорошая. 7

Джон Краули - Эгипет
Вообще это очень характерно и похоже на "Маленького, большого". Краули более чем верен себе - путаное и бессобытийное повествование предвещает начало чего-то грандиозного, мнемоническим техникам опять посвящена каждая третья глава, и что-то такое узнаваемое, смутная тень Смысла скользит где-то на границе видимости, и ... больше ничего не происходит. В "Маленьком, большом" развитие событий приходится на последнюю четверть, стало быть, ждать его раньше, чем в четвертом томе тетралогии, который даже еще не переведен, вряд ли стоит. "Эгипет" - это такое вступление, местами - очень впечатляющее, но по большей части, откровенно говоря, скучноватое. Да и все эти ангелы, астрология, забытые знания, Доктор Ди и Джордано Бруно манят меня, к сожалению, куда меньше, чем волшебство фейри. 6

Тэд Уильямс - Драконы обыкновенной фермы
Очень бодрая и увлекательная подростковая фентези про загадочную ферму с огнедышащими коровами, заколдованными злыми белками и таинственными жителями. Весьма нетривиальный подход к теме, резвое повествование, огромное количество тайн, сильные драматические моменты - все при ней. Плохо только, что это первая часть из пенталогии, и хотя она достаточно самостоятельна, многие загадки остались нерешенными. Обязательно буду читать дальше, если у нас выпустят продолжение. 7,5

Милорад Павич - Бумажный роман
Псевдоантология рассказов писателей из 36 стран мира. Авторы, как и рассказы, придуманы самим Павичем, и нельзя сказать, что они так уж отличаются друг от друга. Каждому автору Павич придумал занятную биографию и в каждый рассказ постарался подпустить хоть немножко национального колорита, однако задачи ввести читателя в заблуждение он перед собой явно не ставил - каждый рассказ и каждая биография - это стопроцентный, совершенно канонический и узнаваемый Павич. Ну и обычный такой Павич, со сложносочиненными метафорами и алогичными сюжетами, кое-что мне понравилось, а многое - вообще мимо. 6

Дино Буццати - Татарская пустыня
Краткий, ясный и жестокий роман про жизнь как вечное ожидание и смерть как победу. Отличная вещь, разумеется. 8

Антология "Русская и советская фантастика"
Хорошая антология фантастических рассказов нефантастических писателей, вроде "Антологии фантастической литературы" Борхеса, только отечественных производителей. Проивзодители тут в большинстве своем очень известные, прямо бренды - имеются Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Чехов, Куприн, Платонов, Толстые и несколько авторов чином поменьше. Мне больше всего оказались симпатичны первые две части - рассказы писателей XIX века, этакая гоголевская мистика (что интересно, как раз главного русского фантаста тут и нету) с чертями в ролях женихов и случайных попутчиков, и мистика фольклорная, про русалок и кикимор. Из третьей всех с удивительным отрывом уделывает не шибко любимый мною Чехов с не очень фантастическим, но потрясающе мощным рассказом "Черный монах", про то, что лечиться на самом деле не стоит, а из четвертой - Куприн, с булгаковско-лавкрафтианской повестью "Звезда Соломона" на мою любимую тему - про желания. Вот эти два произведения - 9, а вообще антология где-то 7,5

Кир Булычев - Коралловый замок
Хорошие рассказы хорошего Кира, и весь сказ. Отличительная особенность - в фокусе у него не столько технические придумки и парадоксальные гипотезы, на которых зиждется здание научной фантастики, но в куда большей степени - чувства людей, высвеченные при помощи этих самых придумок и гипотез. Фантастика так получается, может, и не самая научная, зато очень душевная. 7

Олдос Хаксли - Волшебница-крестная и др. новеллы
Сначала мне эта книга вообще не понравилась, потому что первую новеллу-другую я прочитала с чувством полного непонимания, зачем они написаны. Произошло сие по причине ожидания от книги совершенно иного - издательская аннотация обещает остроумие, иронию, смену жанров вплоть до магического реализма, это раз, да и сам Хаксли мне известен скорее как фантаст. На деле ничего общего ни с фантастикой, ни с юмором тутошние рассказы не имеют - это в большинстве своем печальные истории с несчастливым концом о не самых привлекательных людях и человеческих слабостях, навевающие мысли, что Хаксли в глубине души - очень осторожный, но все-таки мизантроп. Больше всего понравился, наверное, рассказ про художника. 7

Юлия Зонис - Боевой шлюп Арго
Рассказы молодой российской писательницы, отрекомендованной журналом "Мир фантастики" и отчасти Фантлабом. "МФ" в числе немногих недостатков упоминает излишнюю литературоцентричность - я бы сказала, что она местами переходит всякие границы, а кроме того добавила бы вымученность - затеи у автора оригинальные, но слишком сложносочиненные и потому нежизнеспособные. Читается с интересом, благо разнообразно и хорошо написано, а забывается быстро - я бы не сказала, что это плохо, но, увы, не сказала бы, что и хорошо. Самый понравившийся рассказ - "Дворжак", как всегда, о музыке, призывающей ангелов, с одним единственным фантастическим допущением, грустный, простой, и именно потому - отличный. 6,5

Уильям Хоуп Ходжсон - Дом на краю ночи
Начинается как приличный ужастик, с обнаружения двумя джентльменами загадочного дома в таинственной глуши, а заканчивается таким... я бы сказала, галлюциногенным трипом со свинорылыми чудовищами и бесконечно далекими перемещениями во времени и пространстве, что повергает читателя в недоумение. Все-таки Лавкрафт много сделал для жанра, правда. Ну еще там есть рассказы про море, неплохие, в общем. Но все равно, я ожидала несколько иного. 6

Элль Ньюмарк - Книга нечестивых дел
Выдающееся бабье в нерусской литературе. Формально - исторический детектив с интригами и тайнами в антураже Венеции 15 века. В реальности - сентиментальная история сиротки вперемежку не то с кулинарной книгой, не то производственным романом о поварской жизни, к тому же весьма неважно написанная. Это в лучших случаях, потому что когда автор дает истории или, того хуже, рассуждений - становится совсем грустно. А еще очень заметно, что автор американка - её герои, в сущности, думают только и исключительно о своем успехе вообще и карьерном росте в частности. Когда сиротка, которого благодаря счастливой случайности взяли на кухню дожа мыть полы, через два месяца начинает с ножом к к горлу требовать у главного повара повышения - книгу хочется просто отложить в сторонку и никому не показывать. В общем, основной ее плюс - обложка. Нет бы хорошее что так издавали, а. 5

Терри Пратчетт - Мелкие боги
Ну у Пратчетта не для меня йумор, я вообще-то уже давно это поняла, но все еще надеялась - как-никак, книги-то популярнейшие. Задумка про богов, сила которых зависит от веры последователей - любопытная, ситуации с черепашкой вполне комичны, диалоги местами тоже вызывают улыбку, размышления о вере и церкви - тоже ничего, но в итоге ни особенно смешной, ни особенно глубокой я эту книгу назвать не могу, потому что юмор вот просто не для меня, а размышления эти - уж слишком отвлеченные, поболтали за ужином - и забыли. Но читается легко и более-менее приятно, так что 7.

Дэвид Линдсей - Наваждение
А вот давно, давно у нас не было темокниг о вреде музыки и неведомых полей для нашего здоровья, да еще таких английских, да еще таких изящных. Недаром с его "Путешествия к Арктуру" Профессор в юности торчал, тоже обязательно надо найти и прочитать. 8,5 с тягой к 9

Станислав Лем - Солярис, Эдем, Непобедимый
Три фабульно близких повести Лема, о том, как земные астронавты высаживаются на неведомую планету и обнаруживают там нечто, доселе неведомое, затем некоторое время пытаются в нем хотя бы чего-то хоть как-то понять, и в итоге, поняв, что с этим неведомым и принципиально иным каши все равно не сваришь, отваливают домой несолоно хлебавши и даже с существенными потерями. От среднестатистической фантастики, по большей части, отличается кардинально - отношением к проблеме, серьезностью, глубиной проработки, тончайшим психологизмом, и еще, увы, маниакальной дотошностью в технических описаниях. Лем описывает практически каждую машину - что нашу, что инопланетную, - с такой тщательностью, как будто в душе надеется, что читатель, ознакомившись с описанием, немедленно побежит в ближайший магазин "Электроника" или "Юный техник", закупит там все необходимое и выстроит описанную машину в масштабе 1:1. Твердость этой фантастики поражает воображение, и грызть ее, несмотря на интересные сюжеты, местами не легче, чем гранит науки. 7

Джонатан Кэрролл - Страна смеха
Бывают книги хорошие и увлекательные, бывают - хорошие, но скучноватые (см. выше), а бывают - увлекательные, но при том не хорошие. Вот эта как раз из них. Оторваться от нее тяжело, написана она легче легкого, у нее даже замысел прекрасный, очень борхесовский такой замысел о вымысле, ставшем реальностью (собственно, автор прямо и без обиняков где-то в середине книги сообщает, что замысел натурально борхесовский) - но и только. Совершенно бессовестный главный герой, запутавшийся в бабах, неприятен до неприличия, все остальные - и вовсе картонные, призрачная фигура гениального детского писателя, опыту написания биографии которого сюжет книги и посвящен, манит, но так и не выстраивается. А замысел все-таки отличный. 6,5

Мервин Пик - Одиночество Титуса
Третий том трилогии, и, пожалуй, первый, действительно являющийся частью, а не существующий сам по себе, тоже похож на сон, только теперь уж скорее - на беспокойный кошмар, из тех, что рождают чудовищ, явно и ощутимо приближающихся к сознанию автора; кошмар с беспрерывной сменой мест действия и персонажей, очень отличающей третью часть от первых двух, и какой-то очень своеобразной, изломанной логикой. Вторая книга заканчивается словами о том, что все дороги ведут в Горменгаст - так вот, вся третья - ровно об этом, это книга навязчивой, мрачной тоски - по Дому, по детству, по минувшему, книга, очень близкая лично мне, и даже, кажется, во многом автобиографичная. Правда, Титус, наконец-то более-менее главный герой, свою тоску перерастает и побеждает, а вот автор - как раз нет. Кто-то говорил, что эту книгу не стоит читать, чтобы не портить впечатление - так вот, это глупости, мало того, что третья часть едва ли не красивее первых двух, если вам, конечно, по душе такая красота, она еще и делает из всей этой смутной громады трилогию. Впрочем, это и не должна была быть трилогия, но увы - совы сожрали его. 8
Отдельный поклон - опять же Сергею Ильину. К сожалению, я не знаю, как оно звучит в оригинале, но так складывать слова на русском - это на грани фантастики.

Фред Адра - Лис Улисс (2 тома)
Книга Фреда Адры - вы только не подумайте плохого, это наш человек, то ли грузин, то ли еврей, но его действительно зовут Фред, что странно, - так вот, это книга вроде бы детская и выигравшая детскую даже премию "Заветная мечта", и это еще более странно, потому что какая уж тут мечта. Книгу можно было бы принять за фентези про животных, но я бы охарактеризовала её, как сатирический абсурдистский боевик с неубедительными антропоморфами в главных ролях. В книге есть все, что нужно для боевика - клады и кладбища, погони, перестрелки, шпионы, древние пророчества и тайные общества; в ней высмеивается практически все подряд - религия, нацизм, бюрократия, офисные работники и даже Шерлок Холмс; но, в принципе, это все не важно, ибо я уверена - автор писал книгу ради диалогов. Не важно, что сюжет, повествующий о том, как благородный авантюрист Лис Улисс вместе с командой зверей-неудачников ищет древний клад Саблезубых тигров, возведен на роялях, неумело замаскированных в кустах; это правда не важно, ибо он там скорее для галочки; главное - диалоги действительно удались. Я даже несколько раз закатывалась смеяться вслух, а последний раз это со мной происходило, кажется, при знакомстве с Джеромом. Увы, вторая часть куда беднее на эти самые диалоги, поэтому за первую - 7,5 , за вторую - 6,5, а третью я и вовсе прочитаю попозже.

Жозе Сарамаго - Каменный плот
Еще один лингвистический гедонист, который мог бы составить компанию Мервину Пику. Но увы - если у Пика вербальное изобилие строго функционально и служит святым целям - живописанию мира и погружению читателя в транс, то Сарамаго, строго говоря, исключительно растекается мыслею по древу, постоянно отвлекаясь от своей истории и рассуждая на совершенно любые, связанные и несвязанные с оной темы, а иногда просто упражняясь в словесной игре. Получается весьма забористо, но, на мой взгляд, этот текст наилучшим образом применим не для чтения, а в качестве образца для оттачивания умения изъясняться как можно более изощренно. Сюжет, к слову, повествует об отсоединении Португалии и части Испании от Европы, и о пятерых странниках, с которыми в момент этого отсоединения произошли чудные события, составляющие в книге единственное проявление магреализма, только сюжет тут не очень-то важен. Можно сказать, что я некоторым образом разочарована. 6

Корнелия Функе - Бесшабашный
Первая часть трилогии про юношу, попавшего из нашего мира в некое Зазеркалье, заселенное персонажами европейского фольклора и не только. Специально не говорю "фентези", потому что цельного, проработанного мира там нет - Зазеркалье представляет собой несколько условную постмодернисткую панораму; мне оно напомнило, пожалуй, "Шрека", только в куда более мрачных тонах. Книжка занимательная, но какая-то непоэтичная и нарочито подростковая, главный герой - юноша, к слову, к началу действия подрос и обзавелся толпой любовниц и славой бесстрашного охотника за сказочными сокровищами, - брутален, как Геральт по весне, но что мне в книге правда понравилось - так это авторские рисунки, и вот из-за них, пожалуй, 7.

@темы: книги, мнения

19:47 

И Сендей раздавал серебро просто так, задарма - 2

И жить по песням нельзя.
Всем, всем, всем! Ежегодное предложение!
Вот ТУТ мое представительство в букривере. В связи с запланированным наступлением, кажется, Нового года, предлагаю сделать мне бесценный подарок - свободное место на полках! Это то, в чем я сильно нуждаюсь. Книги, к слову, тоже в этом нуждаются! Заберите их в добрые руки! В пределах Саратова - доставка книг по Ленинскому району и в центр! Вне пределов - почтовая рассылка в приятной упаковке за какие-то там 70 рублей (это стоимость пересылки, сами книги совершенно даром)! Спешите, до Нового года осталось всего 27 дней, а потом я все оставшиеся книги сожгу во дворе.



PS. И да, регистрироваться на букривере не надо, пишите письма на умыл и в комментарии.
PPS. ВНИМАНИЕ! Я раздаю ВСЕ книги, какие там указаны (ну, или почти все), а не только те, на которых написано, что я их дарю.
запись создана: 09.12.2012 в 11:06

@темы: книги, жизнь

В нынешней чайной

главная