Эпиграф из тигров:
О фЫ! О Фе!

Даня Хармс


URL
19:09 

И жить по песням нельзя.
Я купила новый фотоаппарат и всякие штуки к нему, снимаю красивых собачек и птичек, учу английский, слушаю CS50, хожу в театр, собираюсь на Кавказ... и общем-то прекрасно знаю, что это все мне не нужно и ничего не стоит.
А то, что стоит всего, я забыла.

@темы: простотак

21:54 

Post mortem

И жить по песням нельзя.
Итак, "Майская ночь". Спектакль-феерия по Николаю Васильевичу. Главная премьера прошлого сезона, на которую я в прошлом сезоне по стечению обстоятельств так и не попала.

Спектакль на самом деле довольно полно воспроизводит эту самую "Майскую ночь", зачем-то время от времени цитируя другие произведения Гоголя. И если цитаты из сопредельных историй с хутора близ Диканьки более-менее встраиваются в происходящее и не бросаются в глаза, то фрагмент из "Женитьбы" своим появлением несколько озадачивает, а слова Акакия Акакиевича из "Шинели" звучат неуместно до неприятного. А уж пролетающий гроб с вращающимся Гоголем смотрится и вовсе насмешкой (даже если во всякие такие слухи мы и не верим). Впрочем, весь спектакль - этакий постмодерновый разгуляй, в котором пародия на Билли Новика (удачная) соседствует с макияжем Зигги Стардаста на лице у черта (тоже удачным), и шутками про "крымнаш", так что Бог с ним, с Гоголем, и не такое стерпит.



Так вот, главный вопрос - красиво ли это? Да, безусловно. Это очень красивый спектакль, это потрясающее зрелище - высчитанное, выверенное до каждого сочетания красок, каждой детали костюмов, каждого лучика света, вылизанное до блеска. Фигуры, перетекающие в силуэты, красные парубки на черном фоне, белые утопленницы - на упоительно синем, полеты во гробах и без оных, игра света и теней - честно говорю, такой красоты на нашей сцене никогда не было. "Много шума из ничего" рядом с этим - клетка с попугаями, детский утренник, где костюмы шили родители, а Мариванна помогала. В лучшие свои моменты (сцены с русалками, например) "Майская ночь" отчётливо, вплоть до мыслей о заимствовании, напоминает мой любимый фильм "Букет" чешского оператора Брабеца, и по настроению (с задачей воспроизвести атмосферу гоголевской прозы спектакль относительно справляется, по-моему), и по картинке. А как тут поют! Музыкальная составляющая, а музыки тут более чем хватает, - отдельное удовольствие, и если, допустим, от выпускницы вокального отделения Дорониной я этого ждала, то от многих других - вообще ни разу. "ДахуБраху" мне, конечно, теперь ни за что не привезут, а было временами приятно похоже. Словом, красота со всех сторон, и не было на этой сцене (да и на той тоже) такой красоты - глянцевой, идеальной - и мертвой, мертвой от начала до конца.

Этот спектакль безнадежно мертв. Даже не надо ждать признаков трупного разложения, чтобы в этом убедиться - он не задышит, не схватит вас за душу, не заставит никому сопереживать. Он мертвее любой "Святой Иоанны" - та, впрочем, вполне себе жила весьма своеобразной, но довольно явной жизнью, и если искренности персонажей взяться было неоткуда, то на ее место неожиданно заступала искренность актерская: "я лажанул, давай еще раз" - и падала четвертая стена, и становилось и смешно, и грустно. Ни по-настоящему смешно, ни сколько-нибудь грустно "Майская ночь" не делает, и, что интересно, не должна. Сердце ее - отнюдь не потусторонний акт актерской жизни на сцене, а изобретательная, современная, чрезвычайно эффектная машинерия. Правда, отдельные актеры (Карабанов - по старости, видимо, да Яксанов - уж не знаю, отчего это) еще не до конца, кажется, вникшие в режиссерскую задачу - выдать европейский "свидетельский" театр вместо русского психологического, иногда страдают жизнеподобием. Но при этом самый живой персонаж здесь, вообще чуть ли не единственный, правда вызывающий эмоции - это черт, существующий практически без текста, вот удача Кривеги просто неимоверная - чтобы сплошная пластика, да еще в таком всесторонне обаятельном образе. Все остальные же должным образом холодны, как руки Утопленницы, и сам спектакль существует будто где-то там, на дне злополучного пруда.

И сдается мне, это не просто премьера. Это спектакль этапный, спектакль-вектор, перст, указующий направление. Логачев вообще хороший парень, правда, он, может быть, лучшее, что могло случиться с этим театром, поскольку не стремится ломать традиции, с энтузиазмом ставит классику, но... Позавчера я встретила танцующих в сло-мо зомби, вчера - короля-оленя, сегодня - летающих утопленниц. Не скажу, что это плохо - ибо всему свое место и время. А то время - окончательно ушло. Вовненко теперь делает бусы, Федоров читает в филармонии Пушкина и ставит спектакли в реабилитационных центрах, Пускепалис снимается в "Ледоколе" и снимает "Клинч", а Володарский с Цинманом и самим Киселевым смотрят на все это из далекого далека. Что-то кончается, что-то начинается, и это, конечно, очень хорошо и правильно.

Зал же, к слову, под завязку набитый организованными школьниками, был в восторге. Наш неблагодарный саратовский зал встал - не сразу, но встал, всей своей массой.
И я встала, чего уж там.
Кто ж это сидит на похоронах.

@темы: театр, мысли

21:47 

И жить по песням нельзя.
Видела сегодня в Развале книгу под названием "Толковый Апокалипсис". Хорошая, с гравюрами Доре и аж четырьмя толкованиями, "представляющими интерес для современного читателя".
Увидела и вспомнила.
Сижу я как-то на остановке в ожидании автобуса, смотрю в землю и думаю о Четырёх всадниках. Особенно, конечно, о том, что у последнего конь бледный и ад следует за ним.
Поднимаю голову - и на противоположной стороне дороги вижу, как с запада, со стороны бескрайних полей, движется на восток, к городу, конный отряд полиции. Из четырёх человек. И конь под последним из них, разумеется, бледно-серый.
Люблю, когда чувство юмора.
А книгу я эту, кстати, так и не купила. Все равно читать толкования мне не интересно.

@темы: простотак, жизнь

20:13 

Кто остался на трубе

И жить по песням нельзя.
Два еврея попали на крышу,
Ту, что повыше, ту, что повыше.

Почти песенка из мультфильма о Талмуде

Я видела Володарского приблизительно в 25 ролях. Стало быть, я видела его на сцене больше 30 раз, а может быть, и за 40. В повседневной жизни я довольно часто говорю "И сказал им Господь - остановитесь!" и "вот я - особенно помню!" из понятно какого спектакля, сознательно пытаясь скопировать его интонации. Я помню, каким он был Пастором из "Поллианны", я помню, каким он был Псом и Хозяином в "Истории", и конечно, помню Доменико Сориано. И я на удивление долго не могу принять простой и удивительно жестокий факт, что его больше нет.

В последнее время у него все складывалось практически лучше некуда - он хорошо сошелся с новым руководством, даже стал заместителем директора театра, и на роли ему везло. Его Адуев в "Милом Сашеньке" - роль без преувеличений великая, не уступающая предыдущей главной роли его жизни, а то её и превосходящая. Он выволок на себе махину длиннющего, далеко не остросюжетного и какого-то декоративно-искусственного спектакля, став в нем самой главной, по-настоящему живой фигурой, настолько подлинной, что этой своей подлинностью перекосил весь смысл происходящего и посмещал все акценты. С каждой постановкой на общем бледнеющем из года в год фоне, по-моему, становилась все точнее фраза из рецензии на "Софокла" - "Когда на сцену выходит Володарский, создается впечатление,что он зашел из другого спектакля - настолько интересно у него играется каждая фраза, даже, казалось бы, "служебная". Может быть, вернее было бы сказать - из другого театра.

А этот, теперешний театр, в сущности, теперь почти совершенно осиротел. Потому что заменить Володарского в его возрастной категории в труппе практически некому - хотя и понятно, что будет это вечный подменный сексопатолог Емельянов. Живого, ироничного, острого, с огоньком в глазах Володарского ему заменить будет также невозможно сложно, как и глыбу-Цинмана восемью годами раньше. История повторилась, хоть и не дословно, конечно. Уход Цинмана был трагичнее - изгнание, предательство, неслучившееся возвращение на сцену, тяжелая болезнь, а Володарский ушел на высоте, на самом пике, мгновенно - хотя окружающим от этого, пожалуй, только хуже. Но они даже умерли в один день - 2 числа, только с разницей в восемь лет и один месяц.

Два больших актера, два друга, и, мне кажется, два очень хороших человека теперь смотрят на нас с крыши всех крыш.


@темы: театр, жизнь

23:31 

И жить по песням нельзя.

Карелия невероятная, конечно. Бесконечный лес, бессчетные озера, серо-черные скалы, разноцветные мхи и охряные водопады, земля все еще свободная и ничья, и мы все там - совершенно лишние. За два дня я успела подсмотреть сказку - и едва ли я попаду в нее еще раз. Вряд ли я этого, собственно, заслуживаю.

 

P1010530P1010915P1011034OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

По привычно странному стечению обстоятельств песней про Карелию у меня навсегда, наверное, останется венгерская народная песня Madarka (что в переводе на русский, конечно, птица - до безобразия ничто не ново под луной), великолепно и до того неразборчиво спетая Гаей Арутюнян, что в ней явственно и к моему неимоверному удивлению оказалась мельница счастья Сампо. Там, в этой земле, она наверняка где-то есть. Должна быть.

 


23:17 

Mein Durer или опыт Ренесеньса

И жить по песням нельзя.
Однажды, в студеную зимнюю осеннюю пору я решила попробовать свои силы в написании портрета.
И объектом портрета стал не кто-нибудь, а кот McCrab Сеня, который потрясающе, безмерно, неописуемо красив, и пятна нет на нем. Полоски есть, а пятна нет.
Красота Сени всячески заслуживает портрета работы старых мастеров, подумала я, и решила, что портрет стоит делать под Возрождение, преимущественно Северное.
И вот что из этого вышло (под катом - рассказ, как именно оно вышло):


Не то, чтобы Сеня на портрете был один в один похож на себя. По крайней мере, Сеня себя на нем не узнает. Но сеневладельцы, тем не менее, вроде бы довольны, ну и я тоже. Такие пироги.

@темы: творчество, коты

21:03 

Если б я был султан

И жить по песням нельзя.
Китаец в ответ на мой отзыв (положительный) о его проекторе написал мне:
«If you are the President,There will be no war in this world».

@темы: жизнь, простотак

19:59 

Книги-2017

И жить по песням нельзя.
Книги-2016 еще не доведены до ума, будем пока записывать свежаки.

Елена Перехвальская - Чудесное плавание Брана 8
Изумительная адаптация ирландских мифов. Я бы сказала, что автор просто умница, но автор - доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела языков народов России Института лингвистических исследований РАН, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ, и говорить такое мне неудобно. Перехвальской удалось, поместив внуть истории о плавании Брана другие истории, объединить безусловно интересные сами по себе ирландские мифы в замечательно написанный единый текст, связанный общими героями, этакий классический фентези-квест с чудными событиями и странными существами (рыба Ясконтий/Ясконий - моя любовь навек). Благодаря несомненному писательскому дару у Перехвальской получилась не просто адаптация мифов для юношества и лентяйства, а вполне самостоятельная, самодостаточная книга, пропитанная духом древности и волшебства. Единственный недостаток кроется в самом начале - изложение шести захватов Ирландии на фоне прочего выглядит суховато и пунктирно, но когда Бран решается-таки отправиться в плавание, история обретает жизнь и полноту. Очень любопытно теперь, достигли ли другие авторы этой же серии адаптаций подобного выдающегося результата.

Вероника Кунгурцева - Орина дома и в Потусторонье 7,5
Мрачноватая книга, состряпанная из весьма противоречивых ингредиентов - мифологий славянской и греческой, сказок русских народных и не очень, узнаваемого советско-русского жутковатого бытия, Божественной комедии и Бог знает, чего еще; удивительнее всего в ней то, что ингредиенты эти не существуют сами по себе, а очень даже работают друг с другом, и текст выходит вязкий, но цельный, живой, вполне настоящий. Книга представляет собой диптих, где первая часть - достоверно
выстроенная реальность с вкраплениями потустороннего присутствия, а вторую - путешествие в потусторонье - можно воспринимать и как высококачественную реконструкцию горячечного сна со здорово схваченной сонной логикой смены событий и трансформации образов из реальной жизни, и как натурально дантовское путешествие на ту сторону. Единственное, что показалось мне (и не мне одной) несколько чрезмерным - Тамошняя школа для абортированных детей. А в остальном - хорошая и очень русская во всей своей неприглядности книга.

@темы: книги

13:46 

Итоги-2016

И жить по песням нельзя.
Високосный год полностью оправдал свою високосность, не уложившись, к тому же, в отведенные ему рамки и прихватив начало следующего. В нем было много хорошего и нового - квесты, маслице, спонтанные странствия, идеальный, прям по учебнику, Чардым, но високосности от этого меньше не стало.


Собственно, итоги.
И музыка поэтому будет у нас вот такая:


С Новым Годом нас всех. Пусть в наступившем году, хоть все хорошо в нем уже не будет, хладная тень все-таки наконец от нас всех отодвинется и пойдет отдыхать, а мы проживем остаток года в тепле и покое.

@темы: фотографии, музыка, итого

20:55 

Плохо то, что он иногда внезапно смертен

И жить по песням нельзя.
Год начался почему-то двумя смертями. И если первая от меня далеко, то вторая - вот, передо мной, и я смотрю в нее, и не понимаю, хотя уже успела принять. Смерть как приговор, как судьба, как неоспоримый факт; и все, конечно, галдят, что "надо было раньше", "надо было обследоваться" - но в том-то вся и штука, что угадать было нельзя, что никакая медицина тут ни при чем. А ей ведь так и не смогли сказать - не захотели или не нашли сил, она так и ушла обманутой, веря, что можно бороться и возможно победить - когда бой был проигран заранее, даже не начавшись. Меня это почему-то удручает больше всего, ибо в последнем дне лета мне всегда было бесконечно важно знать, что этот день - последний.
Она обожала конфеты и плела из бисера восхитительные цветы, и в груди ее пророс цветок и задушил за каких-то два месяца. Мы были друг другу никто, но она любила меня, а я - ее, и оказывается, правда любила. И я слышу вот сейчас, как она говорит и смеется, а ее больше нет и никогда не будет.
Воистину - никто не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.

@темы: жизнь

21:07 

Доброта

И жить по песням нельзя.
Жили в квартире

Сорок четыре

Сорок четыре

Тщедушных чижа:

Чиж-алкоголик,
Чиж-параноик,
Чиж-шизофреник,
Чиж-симулянт.

Чиж-паралитик,
Чиж-сифилитик,
Чиж-маразматик,
Чиж-идиот.


Николай Олейников
1930


@темы: стихи

10:39 

Про "Кабанчика"

И жить по песням нельзя.
«Ты замечаешь, как она на него смотрит? Будто он картина какая или статуя».
Про Олю из пьесы

Нет, все-таки соцреализм - это соцреализм. Он отличается от обычного реализма тем, что, хотя и включает в себя приметы времени (вот для 1987 года - проститутки! у Киселева - и то проститутки, вот же. И озабоченные какие-то подозрительные школьники.), не очень реалистичен. Ну вот как у воровавшего миллионы чиновника может вырасти сын - идеальный дикий идеалист в вакууме, не догадывающийся о том, что кто-то где-то вообще что-то ворует в этом мире? Откуда он, из яйца что ли вылупился, сразу в возрасте 17 лет? К слову, 30-летние актеры, играющие 17-летних подростков - тоже местами забавная условность, реализма не прибавляющая.
Нет, как пьеса и как спектакль "Кабанчик" слабее прошлогодней "Женитьбы Белугина", хотя там такой водевиль, а тут серьезная какбэ драма. Но с другой стороны, не я ли сетую на отсутствие идеалов в современном искусстве вообще и драматургии в частности (ответ - я)? А уж тема идеалов, если на условности внимания не обращать, тут раскрыта полностью. С какой стороны не посмотри, кхм, да.
Ну, помимо идеалов прочего я уяснила для себя, что и Данилина когда-то была вполне себе ничотак, и Краснов вполне достоин своего ореола космической крутизны, существующего по его уходу в МХАТ.
И да, какой бы ни был там материал, я все-таки в этих записях узнаю его - мой сказочный дом, теперь сгоревший и осыпавшийся. И честно говоря, это очень, очень грустно.
А можно и еще.

@темы: театр

19:08 

Выставка достижений народного хозяйства

И жить по песням нельзя.
Продолжаем выставку. Достижения так и прут!

В прошлый раз я училась у старых мастеров, теперь попыталась у новых. По нарезке видеокурса "учимся рисовать море за полчаса" (рисовала часа четыре). Холст был мелок, но очень крупнозернист, это неудобно:



Что же это я все время срисовываю, подумала я, и выдала авторскую работу. Учимся у себя и (немножко) у Буриана (подсознательный вдохновитель, вероятно).



Эта картина объединяет два основных, основополагающих, ключевых, можно сказать, мотива моего творчества - закат над морем и динозавров. И то и другое я рисую практически с младенчества.

Вопрос: Кто победил?
1. Новые мастера 
1  (25%)
2. Мы с Бурианом 
3  (75%)
Всего: 4

@темы: творчество

15:51 

Кайф какой-то в этом все-таки есть.

И жить по песням нельзя.
Опыт масляной живописи номер... вроде четыре.
От имени и по поручению передаем дружный привет Архипу Ивановичу Куинджи и наше глубочайшее восхищение его бессмертным творчеством.
И дедушке Сергею Степановичу тоже привет, конечно.



30х40, холст на картоне, таки ж масло. Цвета, конечно, наглухо не те, но это виноват альбом издательства Белый город - там вообще все какое-то неумеренно синее, а мысль посмотреть в интернет пришла ко мне слишком поздно.

PS. На всякий случай, если кто хочет - может посмотреть еще опыты. По-моему, определенный рост наблюдается. Вот что значит - учиться у старых мастеров.

Вопрос: Хорошо?
1. Супер! Куинджи завидует. 
1  (50%)
2. Хорошо! Куинджи доволен. 
1  (50%)
3. Сойдет. Но Куинджи обидно. 
0  (0%)
4. Фигово. Куинджи рвет и мечет. 
0  (0%)
5. Море, море, море, на море хочу. 
0  (0%)
Всего: 2

@темы: фотографии, творчество, простотак

18:56 

Все б тебе бродить по городам

И жить по песням нельзя.
«Бог может позволить себе ждать».
Ричард Адамс



А, где-то там.

Больше лета.

@темы: жизнь, фотографии

20:11 

Кости любимой тещи моей

И жить по песням нельзя.
Толкин читает Сэмов стих про тролля:



Правда, нету там в оригинале никакой тещи, а есть дядюшка Тим (или Джим), но какая разница, в сущности.

Прочитать оригинал (с некоторыми отклонениями от озвученной версии)

@темы: книги, находки, простотак

12:12 

Каким ты был, таким ты и остался

И жить по песням нельзя.
А вот у нас на театре вчера премьера была. Большая-пребольшая.



А еще я вчера пересчитала свои программки - их перевалило за 60. С учетом спектаклей, от которых у меня программок не осталось, спектаклей выйдет больше 70, а с учетом повторов, может, дотянет и до 100. Я была в театре 100 раз. Это меня радует.

Upd.
А вот напомните мне, чтоб я не вязалась в диспуты с людьми искусства, они не доводят до добра.

@темы: театр, мысли

21:43 

Будет елка? Будет. А вдруг не будет. Вдруг я умру.

И жить по песням нельзя.
Внезапно прочитала "Елку у Ивановых".
Вообще мне трудно читать Введенского как нечто самостоятельное и отдельное, потому что стоит мне забыться, как я тут же натыкаюсь на строчки, которые знаю наизусть - из "Елки" за десять лет успели сделать аж четыре, что ли, песни. А ведь жалко - если бы жизнь сложилась иначе, он бы мне однозначно очень понравился. Может, больше, чем Хармс. Он мне и так нравится, конечно, но в отличие от случая с Хлебниковым такое опосредованное знакомство скорее мешает.
Прочтение "Елки" дало мне, кроме удовольствия литературного, во-первых, понимание того, какой именно круп и зачем Федор гладил поутру б. И кто такой Федор. Не могу сказать, что это знание улучшило мое положение, но тем не менее.
А второе любопытное вот что. У Введенского, оказывается, "эй, слуги, огня!" - и говорит это полиция. А в нашем случае все-таки "эй, слуги огня!", и говорит это... ну сложный и давно обсуждаемый вопрос, кто у нас вообще говорит; но тон, хочется отметить, вполне повелительный. И как-то логично вместо "лежите меня" в оригинале мне слышилось "лижите меня" - для слуг огня оно более-менее оправданно. И надо сказать, все это вполне в контексте, что всегда приятно.

И вообще, "Елка у Ивановых" хороша. И перезаписанная "Элегия" таки тоже хороша.
Все хорошо в этом лучшем из миров.

@темы: находки, книги, Фё

21:02 

Мы туда не пойдем

И жить по песням нельзя.
Наиболее, может быть, значимая возможность в моей жизни была вчера благополучно упущена.
Впрочем, я давала ей шанс, так что моя совесть чиста.
И... все же, да. Очень даже все же.

@темы: жизнь, Фё

22:04 

А ему - его прежнее счастье

И жить по песням нельзя.
Тогда - как в сказке, давным-давно, больше 10 лет назад, шутка ли - я, впрочем, помню все, как будто это было если и не вчера, то не больше, чем пару месяцев назад, - тогда все это было немного иначе. Удивительно смотреть - большая сцена, круг, а ведь мы тогда сидели по краям ринга, на котором - безо всякой сцены, загородки, дистанции - шел бой не на жизнь, а на смерть, и бой был конечно проигран, но она была так счастлива, и главное - я была счастлива, я несколько дней потом была совершенно счастлива - так это было точно и так освещало путь. Наверное, его перенесли на этот ринг просто потому, что в большом зале слишком мало оказывалось способных вынести его до конца - действо почти без действия, почти три часа (он был длиннее, ей-Богу) слов, слов, слов, шепота и крика, холода и тени, и, разумеется, света - такого яркого, что сидевшие напротив буквально на некоторое время слепли.
Я не склонна искать ошибки в своей жизни - если что-то было, значит, так было должно случиться. Но вот того, что на лучший в своей жизни спектакль (мне даже не хочется говорить это - слово "спектакль", ибо оно само говорит о притворстве, а ведь я поверила, больше чем поверила) я попала всего раз - вот этого я не могу себе простить. Вот это, пожалуй, настоящая ошибка.
Спасибо - большое, бесконечно большое спасибо. Я не знаю, понравится ли мне, мне даже страшновато пробовать - да и нужны для этого покой и верное время, но теперь я могу хотя бы попытаться хотя бы отчасти ее исправить. Мало чего мне хотелось так же сильно.

@темы: театр

В нынешней чайной

главная